Контрольная работа по дисциплине «Мировая художественная культура»
Тема: Найти скульптурное изображение Данте, сравнить его с изображениями поэта Делакруа, Дали, Блейка и Батичелли
Объем - 6 страниц + картины
Год защиты - 2012
Найдите скульптурное изображение Данте, сравните его с изображениями поэта Делакруа, Дали, Блейка и Батичелли
О том, насколько Данте живописен, скульптурен, графичен, можно судить не столько по бескрайней художественной дантеане в скульптуре и живописи. Монументальный образ Данте, увенчанного венком лавра, вместе с мотивами его Комедии стали неотъемлемой частью соборных фресок, рисунков и картин, написанных лучшими мастерами XV-XХ веков.
Одно из скульптурных изображений Данте – памятник поэту в Вероне на площади Синьории. Завернувшись в плащ странника, благоговейно и одухотворенно смотрит на мир Данте.
«Так разум мой взирал, оцепенелый,
Восхищен, пристален и недвижим
И созерцанием опламенелый».
(Данте, «Божественная комедия». «Рай», XXXIII, 97-99. Перевод М. Лозинского)
На голове Данте лавровый венок – аллегорический образ короны. Корона в различных формах была наградой за достижения в искусствах и победу в любви. Венок из лавровых ветвей был еще и символом поэтического занятия. Лаврового венка были удостоены Гомер, Данте и Вергилий. В тридцатой песне «Божественной Комедии» Данте описал свою возлюбленную Беатриче в той одежде, в которой потом на протяжении веков его самого будут изображать художники и скульпторы:
В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облачена
В зеленый плащ и в платье огнеалом.
<…>
«Взгляни смелей!
Да, да, я – Беатриче…
Данте не простил Флоренции, да и всей современной ему Италии ничего, так и не дойдя до «христианской любви» и смирения, к которым, собственно, призывал. Эмигранты часто бывают суровы…
Поэтому и стоит он в Вероне на главной площади Синьории, напротив Палаццо Скалигеров… Человек в венке из листьев лаврового дерева – древнем греческом символе победивших в борьбе… Или символе богов!
В первых двух частях «Божественной комедии» проводником Данте по Аду и Чистилищу был древнеримский поэт Вергилий (олицетворение преемственности культуры Возрождения от античности). В изобразительном искусстве известны произведения на тему «Данте и Вергилий». Одно из самых интересных – «Ладья Данте» (или «Данте и Вергилий переезжают на ладье адское озеро») (1822, Париж, Лувр) картина романтика французской живописи Эжена Делакруа.
Первая самостоятельная работа Э.Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте». 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет «Божественной комедии», принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э. Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне. На солнечных улицах итальянских городов этот закутанный в плащ прохожий отбрасывал чересчур густую тень. Женщины боязливо указывали детям: «Смотри, он побывал в Аду и рассказал о том, что видел». Невозможно счесть «Божественную комедию» вымыслом: он был там, он видел. Здесь Данте изображен в соответствии с тем образом, который представил в своем портрете Рафаэль («Диспута», 1509 г.).
Из античных источников наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел.
Сальвадор Дали «Данте» (ксилография, Париж, 1959-1961 гг.)
По оценкам исследователей творчества Сальвадора Дали, иллюстрации «Божественной комедии» – вершина графического искусства гениального испанского живописца. Каждая гравюра имеет свое название, данное самим Дали.
Сложнейшая фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником новой культурно-исторической эпохи – Возрождения. Из бесчисленных портретов Данте, начиная с фресок Джотто и Микелино (широко известны также портреты кисти Андреа дель Кастаньо, Джованни дель Понте, А. Шеффера, К. Леви, Э. Делакруа, скульптуры К. Дзокки и С. Риччи), мне импонируют рисунки С. Дали. Потрясающий душу гигант смотрит с картины Дали – вот искусство, вот жизнь! Но и в нем чувствуется отголоски канонического образа «горбоносого интеллектуала», предстающего на портрете кисти Рафаэля.
Уильям Блейк «Данте и Вергилий у врат ада», 1827
В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами «Божественную комедию» Данте, 1825-1827, ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, изысканные линеарные формы работ живописца вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение. Поэтому то, наверное, у Блейка и нет классического портрета Данте, но есть множество гравюр-иллюстраций к «Божественной Комедии» поэта. Среди них «Данте и Вергилий у врат ада», 1827. Здесь фигура поэта воздушная, в прозрачных одеждах, похожа более на духа, чем на человека. Это не «суровый Дант», а легкий символический образ Мастера, ведь духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник, как и был Данте, виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей.
Сандро Боттичелли. Портрет Данте (ок. 1495, Женева, частное собрание)
Первый портрет Данте в лаврах написан Сандро Боттичелли в 1495 году.
Портрет Данте работы Боттичелли отличает острота воссоздания характера, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека. В изображениях своих современников художник придерживался в целом традиций флорентийской школы, хотя нередко вносил в них некоторые достижения нидерландских мастеров. Для портрета Данте Боттичелли характерна особая меланхоличная интонация, образ предельно психологичен, наполнен духовной значимостью. Лавровый венок, красный плащ, суровый профиль как профиль властителя земли на древних монетах, нос с горбинкой, – детали, которые будут переходить из века в век при изображении сурового Данте-борца.
Ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле. С особой силой выражено все это в иллюстрациях Боттичелли в «Божественно комедии» Данте. Здесь даже самый характер рисунка – одной тонкой линией, без теней и без нажима – создают ощущение полной невесомости фигур; хрупких и как будто прозрачных. Фигуры Данте и его спутника, по нескольку раз повторенные на каждом листе, появляются то в одной, то в другой части рисунка; не считаясь ни с физическим законом тяжести, ни с приемами построения изображения, принятыми в его эпоху, художник помещает их то снизу, то сверху, иногда боком и даже вниз головой. Порой создается ощущение, что сам художник вырвался из сферы земного притяжения, утратил ощущения верха и низа. Особенно сильное впечатление производит иллюстрация к «Раю». Трудно назвать другого художника, который с такой убедительностью и такими простыми средствами сумел бы передать ощущение безграничного простора и безграничного света. В этих рисунках без конца повторяются фигуры Данте и Беатриче. Поражает почти маниакальная настойчивость, с которой Боттичелли на 20 листах возвращается все к одной и той же композиции – Беатриче и Данте, заключенные в круг; варьируются слегка только их позы и жесты. Возникает ощущение лирической темы, будто преследующей художника, от которой никак не может и не хочет освободиться.
В 1921 году могила Данте в Равенне была вскрыта, и ученые сделали замеры костей черепа поэта. На основании этих обмеров в 2007 году был реконструирован предполагаемый облик Данте. Ранее портрет Данте работы Рафаэля считался «каноническим»: этот портрет Рафаэль писал через 200 лет после смерти Данте, основываясь на описании Джованни Боккаччо. Самому же Боккаччо в год смерти Данте исполнилось 8 лет и, скорее всего, его словесный портрет был записан со слов других людей. Литература 1.Алпатов М. Данте и искусство // Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Советский художник, 1979. 2.Голенищев-Кутузов И. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971.