логотип

Курсовая работа "Тема: Методика обучения плаванию детей 4-6 лет"
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Гуманитарные https://ypa5.ru/biblioteka/gumanitarnye/kursovaya-rabota-tema-metodika-obucheniyaКурсовая работа "Тема: Методика обучения плаванию детей 4-6 лет"

Курсовая работа "Тема: Методика обучения плаванию детей 4-6 лет"

 2020-11-16 13:26:29 
Просмотров:  74  

Курсовая работа по дисциплине «Физическая культура»

Тема: Методика обучения плаванию детей 4-6 лет

Оригинальность - 69% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 23 страницы
Год защиты - 2017

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения плаванию детей 4-6 лет
1.1. Значение плавания для физического развития ребенка
1.2. Социально-психологическая ситуация развития детей дошкольного возраста
Глава 2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста плаванию
2.1. Педагогические условия организации процесса обучения детей плаванию
2.2. Методы и приемы обучения детей плаванию
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день в ситуации ряда негативных социально-экономических и экологических факторов среды все более значимыми становятся вопросы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
По статистике, предоставленной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 10% детей от общей выборки популяции являются практически здоровыми и нормально развитыми физически, у остальных встречаются те или иные нарушения процесса развития. Из чего следует необходимость разработки различных аспектов физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивной подготовки детей [2].

Одним из эффективных видов физической подготовки являются занятия плаванием, что дает достаточно высокий оздоровительный эффект, укрепляет здоровье детей, развивает их физические качества (силу, гибкость, выносливость, быстроту, ловкость). Данные аспекты представлены в работах Г.В. Барановой, Н.Ж. Булгаковой, М.Д. Маханевой, Т.Н. Осокиной, Л.З. Симон, С.А. Циклис, С.В. Яблонской и др.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), психолого-педагогическая работа по физическому развитию детей ориентирована на развитие осознанного отношения к собственному здоровью, ценностного отношения к спорту, в частности к занятиям плаванием [15].

Объект исследования – физическое развитие ребенка.
Предмет исследования – методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение методических основ организации процесса обучения детей плаванию.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотретьзначение плавания для физического развития ребенка.
2. Изучить социально-психологическую ситуацию развития детей дошкольного возраста.
3. Изучить педагогические условия организации процесса обучения детей плаванию.
4. Охарактеризовать методы и приемы обучения детей плаванию.
Методологическая основа исследования – положения культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, в частности положение о роли среды в развитии ребенка; подходы к обучению детей плаванию (Г.В. Баранова, Н.Ж. Булгакова, М.Д. Маханева, Т.Н. Осокина, Л.З. Симон, С.А. Циклис, С.В. Яблонская и др.).

Методы исследования – обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы).

Глава 2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста плаванию

2.1. Педагогические условия организации процесса обучения детей плаванию

Прежде всего, стоит отметить, что обучение дошкольников плаванию важно проводить в игровой форме, поскольку игра является ведущей деятельностью данного периода.

Игровые тренировочные занятия являются наиболее подходящими для развития умения плавать, т.к. дети эмоционально включаются в игровую деятельность, охотно выполняя необходимые задачи в процессе обучения плаванию [3].

С помощью плавания дети развивают такие физические качества как ловкость (игры, которые побуждают мгновенно переходить от одного действия к другому, требуют сосредотачивать внимание сразу на нескольких действиях), быстроту (игры, которые требуют быстрого ответа на зрительные, звуковые сигналы с короткими заплывами; направлены на преодоление небольшого расстояния в кратчайший срок), силу (игры, где проявляются кратковременные мышечные напряжения динамического и статистического характера), выносливость (игры, где неоднократно повторяются активные, энергично выполняемые действия, связанные с интенсивными движениями; при этом активность чередуется с небольшими паузами для отдыха, переходом от одних движений к другим) и гибкость (игровые упражнения на растягивание мышц, которые выполняются в воде).

В обучении плаванию и формировании осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста необходимо использовать различные формы и методы работы, грамотно сочетая их между собой. При этом эффективность решения поставленных задач зависит от многократного и вариативного использования методов, а также от осознанной и ответственной позиции тренера по плаванию [12].

Перед тем как приступать к обучению плаванию детей, тренеру необходимо в течение 3-5 занятий освоить с ними подготовительные упражнения, которые помогут преодолеть детский страх перед погружением в воду. Подготовительные занятия должны проводиться в игровой форме [16].

В целом, программа начального обучения плаванию зависит от задач, которые стоят перед курсом обучения, от возраста детей, их физической подготовки. От данных факторов зависит дозировка, степень нагрузки, методика преподавания, а также скорость освоения детьми практических навыков.

Обучение детей плаванию проводится в форме группового занятия, это более эффективно, поскольку в групповых занятиях есть элемент соревнования. На групповых занятиях удобно организовывать воспитательную работу с детьми, использовать влияние детского коллектива и обеспечивая тем самым эффективное освоение детьми практических навыков [4]. При этом, в групповой работе тренер обязательно должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности к

плаванию. В связи чем, методика обучения плаванию выстраивается на сочетании группового и индивидуального подхода к детям. Дети обучаются технике спортивного плавания, при этом в программах по плаванию предусмотрено одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразный характер упражнений развивает моторную обучаемость, стимулирует активность детей, их интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием  к процессу обучения детей плаванию.

2.2. Методы и приемы обучения детей плаванию

Игровой метод является основным при обучении детей плаванию. Игровая деятельность, как процесс освоения ребенком окружающего мира, оказывает влияние на его физическое и психическое развитие.

С точки зрения Л.С. Выготского, именно в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать знания, умения и навыки, регулировать свои эмоции и поведение [5].

Психологические особенности игрового подхода к обучению детей наиболее полно разрабатывал Д.Б. Эльконин, отмечая, что игра является основным средством ориентировки ребенка в пространстве жизни. С помощью игры, по мнению автора, отражаются условия жизни ребенка, он формирует для себя мир человеческих взаимоотношений, ориентируется в нем, осваивает социальные роли, новые навыки [20].

С помощью игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируется произвольность поведения, что является необходимой основой для обучения плаванию.

В игре формируется регуляция мотивов, постепенная смена «хочу» на «надо», т.е. ребенок научается выполнять определенные правила, фокусируясь на игровой ситуации. При этом, в игре всегда присутствует эмоциональная включенность ребенка, поэтому усвоение правил и требований, а также обучающих задач игры, происходит естественно. В занятиях плаванием в связи с этим дети, играя, будут усваивать необходимые правила.

Содержание игры сосредотачивается также на отношениях между детьми, где есть свои нормы поведения, которые ребенок должен усвоить, играя. Это способствует знакомству и вхождению в мир взаимоотношений. В групповых занятиях по плаванию дети общаются, взаимодействуют, учатся сотрудничать, работать в команде (в ситуации соревнований) [22].

По мнению О.В. Гударевой, игра имеет значение для развития у дошкольников самостоятельности как способность ставить перед собой различные задачи и решать их без посторонней помощи и побуждения с чьей-либо стороны. В этом процессе на передний план выходят такие характеристики ребенка, как познавательная активность, интерес, творчество, инициатива, способность ставить перед собой цели, способность к планированию и достижению цели [8].

Обучение плаванию детей дошкольного возраста должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение детей к этому процессу.

Эмоции отражают восприятие окружающего мира в форме различных проявлений и оттенков. Эмоции и чувства, как психические процессы, отражают реальную действительность в форме переживания. В эмоциях и чувствах отражаются потребности ребенка, а способы, которыми эти потребности удовлетворяются влияют на процесс его социализации [11].

В литературе выделяются следующие эмоции, необходимые для формирования у детей умения плавать:

- важность положительного эмоционального фона, связанного с процессом обучения плаванию;

- важность положительных эмоций, обусловленных удовлетворяющими взаимоотношениями ребенка со сверстниками, со степенью участия в жизни детского спортивного коллектива (эмоции престижности, эмоции сопереживания);

- эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в обучении плаванию, в преодолении трудностей, в решении сложных задач (эмоции удовлетворения, чувство собственного достоинства);

- положительные эмоции от освоения новых навыков (эмоции любопытства и любознательности) [21].

Положительные эмоции создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения детей плаванию. С другой стороны, постоянное эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой может приводить к некоторому застою. В связи с чем, в рабочем процессе у детей должны присутствовать и отрицательные эмоции (чувство неудовлетворенности, фрустрация при преодолении трудностей), но при этом они должны обязательно сменяться положительными эмоциями.

Таким образом, игра является достаточно эффективным и эмоционально включающим средством в процессе обучения детей плаванию. Обязательные для всех правила игры регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности (в частности, в групповых занятиях по плаванию), вполне естественно входят в жизнь детей.

Руководство игрой в обучении плаванию должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы дети переживали радость от участия в рабочем процессе и чувство удовлетворения от решения поставленных задач [20].

В частности, в занятиях по плаванию используются подвижные игры, которые являются наиболее доступным и эффективным средством физического развития ребенка при его активной субъектной позиции.

Подвижная игра выступает относительно самостоятельной деятельностью детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижную игру можно определить как сознательную, активную деятельность ребенка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [20].

Игры, используемые для физического развития детей и обучения их плаванию разнообразны, среди них есть подвижные и спортивные игры. Спортивные игры являют собой высшую ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Структура подвижной игры включает в себя содержание, двигательные действия и правила:

  1. Содержание игры (движения, входящие в состав той или иной игры).
  2. Правила (определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры).
  3. Двигательные действия (могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях) [4].

Таким образом, разные виды игр выступают комплексным средством обучения плаванию детей дошкольного возраста: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий), совершенствование функций организма.

В процессе обучения детей плаванию можно использовать следующие приемы:

  1. Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.
  2. Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после

энергичного выдоха («шар лопнул») [14].

  1. Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И. Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Можно предложить другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
  2. Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).
  3. Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
  4. Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, можно использовать традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает тренеру руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки [14].
  5. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды.
  6. Прием «В глубокий колодец – из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой.
  7. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.
  8. Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.
  9. Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения можно использовать образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой:

- Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (контролируются боковые колебания туловища).

- Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? - Весла! - А какие: прямые или сломанные? - Прямые! (контролируется гребок прямой рукой и длину «шага»).

- Что нужно лодке, кроме весел? - Мотор! - Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик (работа идет только носочками).

- Что еще может понадобиться в пути? - Бензин! (ребенок набирает побольше воздуха) [14].

  1. Приемы на воде:

1) «Поплавок». Ребенок встает по грудь в воду. Ему необходимо сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10-15с, затем вернуться в исходное положение.

2) «Медуза». Ребенку предлагается, сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно.

3) Ребенку предлагается, стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями [14].

Таким образом, игровой метод и определенные приемы способствуют тому, что дети постепенно знакомятся с техникой плавания, проходят начальную подготовку, формируя необходимые навыки и умения.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке Аудитория

Примеры работ:

  1. Социальная роль предприятий в России
  2. Внутренняя речь как инструмент мышления
  3. Отчет по преддипломной практике по дисциплине «Право социального обеспечения»
  4. Исследование социально-экономических и политических процессов на тему религиозных отношений
  5. Реферат "Биография И. Песталоцци"

Сложности с написанием работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"