Курсовая работа с практикой по дисциплине «Теория обучения и воспитания»
Тема: Воспитательные системы и их развитие
Объем - 44 страницы
Год защиты - 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
1.1. Сущность воспитательной системы школы
1.2. Развитие воспитательной системы на современном этапе
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
2.1. Анализ воспитательной системы школы
2.2. Анализ воспитательной системы школы на основе целевых, воспитательно-развивающих программ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Воспитание важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человечества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможно развитие человека.
В условиях модернизации современного образования происходит постепенный переход от сугубо обучающих (дидактических) технологий на технологии, касающиеся воспитательной работы, без организации которой невозможно эффективное развитие личности школьника, его практическая подготовка к жизни в новых социально-экономических условиях.
Более 10 лет воспитание изгонялось из школы, считалось вторичной его задачей, на этом неблагоприятном фоне воспитание превратилось в некое бесплатное приложение к обучению.
Мы должны понять, что главное в жизни не оценки, не предметы, не институт, а чудесный климат, обстановка поддержки, привлекательные отношения, уважение и терпимость, возможность идти по дороге успеха.
Закон «Об образовании» закрепил за современной школой возможность работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности. Педагогический коллектив школы ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является создание воспитательной системы школы
В современной литературе проблема системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения нашла выражение в многочисленных исследованиях по педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др.). Особенно активно используется системный подход в исследованиях дидактического характера (Ю.К. Бабанский, ВВ. Краевский, Ю.К. Конаржевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер и др.). Теоретические основы использования системного подхода в изучении и моделировании некоторых объектов в сфере воспитания разработаны М.Н. Аплетаевым. В.А. Караковским, А.Т. Куракиным, ЛИ. Новиковой, Л A.M. Сидоркиным, Л А. Цыгановой, Л.Д. Ясниковой и др. Сформированы общие представления о воспитательной системе школы, ее структуре, основных характеристиках (ЛИ. Новикова); сделана попытка выявить закономерности ее развития (A.M. Сидоркин); воспитательная система охарактеризована как объект педагогического управления (В.А. Караковский, В.А. Гольдберг и др.); исследуется роль и место класса в воспитательной системе школы (ТВ. Разумовская, Н.Л. Селиванова, E.H. Степанов).
Непосредственно проблемы становления и развития воспитательной системы школы рассматриваются в работах В.А. Караковского, ММ Поташника, Ю.П. Сокольникова, Н.К. Тихомировой и др.
Рассмотрены этапы становления, развития и обновления системы, показатели ее эффективности (В.А. Караковский); представлена модель оптимального функционирования воспитательной системы на уровне региона, микрорайона, школы, первичного коллектива (Ю.П. Сокольников). Намечены подходы к выбору условий осуществления принципа регионализации в разработке региональных воспитательных программ (В II. Аверкин, Ю.В. Васильев, Т.Н. Демина); проведены исследования региональных воспитательных систем (И.А. Бочкарева, B.C. Кошкина, П.П. Проданов, НИ. Роговцева и др.)
Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанного педагогического направления и наличие в нём противоречий определили выбор темы и направления нашего исследования.
Цель: изучение сущности воспитательной системы школы и анализ её функционирования.
Все вышесказанное обусловило проблему исследования, которая состоит в выявлении условий создания и развития воспитательной системы школы на современном этапе.
Объект исследования – функционирование школы как воспитательной системы.
Предмет исследования развитие школы как воспитательной системы.
Гипотеза основана на том, что развитие воспитательной системы общеобразовательной школы будет более эффективным, если на основе комплекса целевых, воспитательно-развивающих программ создается оптимальное воспитательное пространство для развития учащихся.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность воспитательной системы школы.
2. Изучить проблему развития воспитательной системы школы на современном этапе.
3. Выявить условия эффективного функционирования и развития воспитательной системы МОУ СОШ № ____________ г. ______________.
4. Спроектировать модель воспитательной системы реальной общеобразовательной школы.
В качестве основных методов исследования применялись следующие: теоретический анализ; наблюдение; беседа; анкетирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлёна попытка рассмотрения сущности воспитательной системы; развитие воспитательной системы школы на современном этапе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлён анализ реальной школы как воспитательной системы.
Базой исследования являлась МОУ СОШ № ____________ г. ______________.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.