логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Курсовая работа - Метаэффект семьи на когнитивные характеристики ребенка

 2017-08-21 08:22:19 
Просмотров:  34  

Курсовая работа с практикой по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: Метаэффект семьи на когнитивные характеристики ребенка

Оригинальность - 54% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 31 страница
Год защиты - 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАЭФФЕКТА СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕБЕНКА
1.1. Роль семьи в развитии личности ребенка
1.2. Особенности развития когнитивных характеристик в младшем школьном возрасте
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАЭФФЕКТА СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕБЕНКА
2.1. Изучение метаэффекта семьи в развитии ребенка с позиции теории интегральной индивидуальности
2.2. Исследование метаиндивидуальности и метаэффекта семьи в развитии ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

В настоящее время в психологии, педагогике проблема развития личности ребенка является все более актуальной в связи с высоким темпом жизни, кризисом современной семьи, что неизбежно влияет на особенности психоэмоционального развития детей.
Базовые условия формирования психического здоровья ребенка и его гармоничного развития создает семья, в обязанность которой входит создание для него оптимальной социальной ситуации развития, среды общения, поля деятельности с целью адаптировать ребенка к условиям жизни, развивая его индивидуальность. Именно родители вырабатывают у детей совокупность ценностей, нравственных установок, интересов и привычек, с которыми ребенок выходит в жизнь. Первые впечатления от общения в семье отличаются большой стойкостью, закладывая основы развития психики ребенка, систему его отношений к миру и другим людям (М.И. Лисина, 2009).
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах А.Я. Варги (2012), Е.И. Захаровой (2008), С.В. Карповой (2008), М.И. Лисиной (2009), Р.В. Овчаровой (2008), В.М. Целуйко (2008). Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития.
В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно реализуется интерес к изучению когнитивного развития учащихся.
Младший школьный возраст в этом отношении представляет собой сензитивный период для формирования когнитивных способностей как индивидуально-своеобразных способов переработки информации об окружающем мире, особенностей восприятия, анализа, структурирования, категоризации, оценивания происходящих событий.
Вопросы когнитивного развития ребенка в социальном контексте в качестве отдельного направления в отечественной науке находят свое отражение в трудах Л.С. Выготского (2010), М.И. Лисиной ((2009), И.П. Шкуратовой (2009), А.В. Запорожца, Г.Д. Лукова (2008).
Л.С. Выготский подчеркивал значимость социального взаимодействия в развитии когнитивной сферы ребенка. Развивая идеи Л.С. Выготского, М.И. Лисина детально разрабатывала аспект межличностного общения ребенка со взрослыми, влияние качества данного взаимодействия на эмоциональное и когнитивное развитие детей. Общение со значимыми взрослыми, по М.И. Лисиной, является базисом для полноценного формирования эмоционально-личностной сферы и когнитивных характеристик ребенка (М.И. Лисина, 2009).
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями к уровню личностной включенности ребенка в учебную деятельность, а также повышением интереса к индивидуальному своеобразию когнитивных характеристик, которые использует ребенок, чтобы оперировать информацией об окружающем мире. При этом, именно в семейной атмосфере ребенок приобретает базовые установки во взгляде на мир, на самого себя, на взаимоотношения с другими людьми. Важным, в частности, является изучение метаэффекта семьи на особенности формирования когнитивных характеристик ребенка.
Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между возрастающей актуальностью исследования метаэффекта семьи в развитии личности ребенка и недостаточной степенью разработанности данной области с позиции теории интегральной индивидуальности.
Объект исследования – влияние семьи на развитие личности ребенка.
Предмет исследования – метаэффект семьи в развитии когнитивных характеристик личности ребенка.
Цель исследования – изучение роли и влияния семьи на формирование когнитивных характеристик личности ребенка.
Гипотеза исследования – метаиндивидуальные свойства родителей оказывают значительное влияние на развитие личности ребенка, в этом заключается метаэффект семьи.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников по проблеме изучения влияния семьи на развитие личности ребенка.
2. Рассмотреть такие аспекты заявленной темы как роль семьи в развитии личности ребенка, особенности развития когнитивных характеристик в младшем школьном возрасте.
Методологическая основа исследования: культурно-историческая теория Л.С. Выготского и, в частности, утверждение о важности роли среды в развитии личности ребенка, подход Л.И. Божович к формированию личности ребенка, исследования влияния семьи и родительского стиля воспитания на развитие ребенка (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, С.В. Карпова, Л.А. Кулик, Н.И. Берестов, М.И. Лисина, Р.В. Овчарова, В.М. Целуйко), подход И.П. Шкуратовой, А.В. Запорожца, Г.Д. Лукова относительно формирования когнитивных характеристик ребенка.
Теоретическое значение работы определяется тем, что исследование вносит определенный вклад в расширение и систематизацию представлений о роли семьи в развитии личности ребенка, о когнитивных способностях и условиях их формирования в младшем школьном возрасте.
Методы исследования – обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.