логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании студентов

 2016-06-06 22:24:42 
Просмотров:  70  

Статья по дисциплине «Физическая культура»
Тема: Роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании студентов
Объем - 5 страниц
Год защиты - 2014

Роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании студентов

Физическая культура – это часть культуры, которая представляет собой набор ценностей, норм и знаний, формируемых и используемых обществом для физического и интеллектуального развития человека, а также повышения его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Всем известно, что человек способен на многое, если есть здоровье. Именно здоровье выступает наивысшей ценностью. А состояние здоровья молодежи - это основа здоровья нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни на сегодняшний день является приоритетным направлением.
Именно ВУЗ берет на себя ответственность за формирование здоровья студентов. Как социальный институт, он должен сформировать не только отличного специалиста, знающего свое направление, но и полноценную здоровую личность, ориентированную на здоровый образ жизни, на правильные эстетические и этические нормы. То есть, целью физического образования в ВУЗе можно назвать сохранение и укрепление здоровья молодежи, создание основы для здоровой и крепкой физически и морально – нации. Справедливо возникает вопрос – так ли нужна студенту физическая активность. Ведь пока ты здоров и благополучен, кажется, что так будет всегда. Но давайте разберемся.
Все виды учебной работы (а это лекции, семинары, лабораторные, практические занятий и пр.), как правило, рассчитываются из 36-часовой учебной нагрузки на неделю. Стоит вспомнить, что каждый учебный день для студента является достаточно непростым: на семинарах необходимо работать, на лекциях внимательно слушать, записывать и запоминать, а еще есть контрольные работы, зачеты, экзамены. Весь этот перечень требует от студента огромной отдачи. Он должен быть предельно сосредоточен, подготовлен, начитан, должен обладать высокой работоспособностью и нацеленностью на высокий результат. Рисуется почти идеальная картина, не правда ли?
К сожалению, нам ближе образ вечно заспанного студента, целую ночь прокорпевшего над рефератом. Вечно голодного – потому что некогда, вечно прогуливающего пары по физкультуре – потому что лучше подготовится к семинару. А ведь преподают физическую культуру только на первых курсах, и старшекурсники вообще остаются без возможности размять тело физическими упражнениями.
И как результат – большой процент среди студентов тех, кто более чем неудовлетворен своим состоянием здоровья. Стандартный список заболеваний обычно состоит из: нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нервно-психических заболеваний, проблем с желудочно-кишечным трактом и пр.
С таким букетом какая уж тут учеба!
Ученые утверждают, что для сохранения здоровья и достаточного уровня физических качеств студенту необходим двигательный режим с затратой энергии около 2,5 тыс. моторных к/кал. К сожалению, чаще всего этот показатель не превышает 600 моторных к/кал. Разница действительна значительна! А ведь она повторяется изо дня в день.
И мы видим – что малая двигательная активность плохо сказывается на многих функциях организма, что становится патологическим фактором для возникновения и развития заболеваний самых разных областей.
Высокую важность приобщения молодежи к ценностям физической культуры признают все, и это осознание присутствует на всех уровнях человеческого бытия: на уровне государства, на уровне семьи, на личностном уровне. Однако вопрос воспитания физической культуры все еще остается весьма актуальным, ведь реализация существующих концепций и принципов через процесс образования в ВУЗе не даёт необходимых результатов. И все еще остаётся неразрешимым противоречие между большим объёмом социального опыта в сфере физической культуры, накопленным человечеством, и низким уровнем физической культуры личности.
Изменить имеющуюся не слишком хорошую ситуацию можно лишь в том случае, когда само общество изменит свое отношение к проблеме воспитания физической культуры, когда эта проблема будет признана важной на всех уровнях учебных заведений и будет уделяться большое внимание изменению текущего положения дел. Согласно статье 12 Закона Российской Федерации «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте» (1993), «…сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов».
Период обучения в высших учебных заведениях совпадает с активным формированием духовных и физических качеств индивида, с формированием многосторонне развитой личности. Физическое воспитание в этот период – вне сомнений, неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не должна восприниматься как второстепенная его часть.
В ВУЗах ухудшение физического и умственного состояния студента ухудшается от младших курсов к старшим, и по этой причине крайне важно, чтобы принимались меры по сохранению здоровья учащихся. Лучшим вариантом видится внедрение физической культуры и спорта на протяжении всех без исключения курсов обучения студента.
Однако, как и в любом другом деле, в занятиях спортом нужна мера, что тоже должно отслеживаться ВУЗами, если студент занимается физическими упражнениями на данной территории. Физкультура как улучшает общее состояние организма, так и может привести к отрицательным последствиям, если не соблюдать необходимый режим занятий спортом и отдыха и если излишне перенапрягаться, к примеру, во время подготовок к различным соревнованиям. Так что, грамотно организованные физические занятия – это залог здоровья студента, повышения уровня восприятия и обработки информации, лучшего запоминания необходимых учебных данных и в целом лучшего самочувствия.
Среди основных типов программ ВУЗов по формированию здорового образа можно назвать:
1. Организационное формирование спортивной деятельности как добровольной, открытой, самоуправляемой, формирующей необходимую оздоровительно-воспитательную среду, удовлетворяющую потребности студентов в физическом развитии. К этому относятся спортивные секции, предлагаемые ВУЗом, дополнительные занятия по физической культуре, разные кружки и курсы физического направления;
2. Организация соревнований разного направления среди студентов одного/нескольких ВУЗов. Участие в подобных соревнованиях благотворно влияет как на здоровье студента, так и на его личностные качества, важные для качественной профессиональной деятельности;
3. Проведение просветительской работы о особенностях строения организма, его возможностях, особенностях, способах улучшения состояния здоровья. А также о взаимосвязи физического, психического и духовного здоровья человека;
4. Поддержание непрерывной информационно-пропагандисткой системы, направленной на мотивацию студентов к здоровому образу жизни и увеличению физической активности.
В современном обществе крайне остро стоит вопрос организации осознанной потребности в занятиях физической культурой, ведении здорового образа жизни. Одновременно с этим педагогическая наука оказывается стеснена в средствах и методах формирования необходимого отношения к физической культуре в системе высшего образования, поскольку ситуация среди студентов такова – как правило, с окончанием школы заканчивается надзор за состояние учебы, следовательно, студенты внезапно осознают свою свободу в выборе как учиться дальше и что делать параллельно учебе. К сожалению, обычно учащиеся предпочитают отдых с друзьями упражнениям и так необходимым растущему организму физическим нагрузкам.
По этой причине перед высшими учебными заведениями стоит задача следить не только за (порой вынужденным) оздоровлением студентов, улучшением их физических качеств, но и формированием необходимой для лучшего восприятия здорового образа жизни среды. Особенно остро стоит этот вопрос в процессе образования студентов вузов, так как именно в этот возрастной период происходит самоопределение, выбор своих идеалов, примеров для подражания и как следствие – формируется основа здоровой успешной личности. Потенциальные возможности физической культуры так велики, что без нее жизнь может превратиться в унылую череду дней, когда не будет хватать сил даже на самые незначительные действия.
Физическая культура и спорт всегда оценивались в обществе на высоком уровне. Стоит вспомнить Советский Союз. И как бы критично сейчас не относились к тому историческому периоду, все же глупо было бы не признать – тогда люди были куда более здоровы морально, физически и психически, нежели сейчас. И основную роль в этом сыграли физическая культура и спорт.
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности.
В настоящее время, когда с каждым годом все больше понимается необходимость здорового образа жизни (причем, к сожалению, это понимание накрывает каждого уже много позже студенческого периода), крайне важно, чтобы осознание важности физической культуры прививалось с молодых лет.
Будущее каждой страны – это ее дети. И чем более здоровым будет новое поколение, тем более здоровой будет сама нация, тем больше государство сможет сделать и тем дальше продвинуться.

Список использованной литературы

1.Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.
2.Гендин А.М., Сергеев М.И., Усаков В.И., Шабунин В.В. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 228 с.
3.Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: изд-е "Дашков и К°", 2007–668с.