логотип

ВКР "Методы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях"
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Гуманитарные https://ypa5.ru/biblioteka/gumanitarnye/metody-issledovaniya-konfliktnyh-situacij-vВКР "Методы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях"

ВКР "Методы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях"

 2020-11-19 09:45:02 
Просмотров:  73  

Выпускная квалификационная работа бакалавра по дисциплине «Конфликтология»

Тема: Методы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях

Оригинальность - 77% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 59 страниц
Год защиты - 2017

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях
1.1. Социально-психологические особенности молодых семей
1.2. Супружеские конфликты в молодых семьях
1.3. Методы и методики исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях
Глава 2. Исследование конфликтных ситуаций в студенческих семьях
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ первичных результатов исследования семейных ролей и поведения в конфликте у супругов
Заключение
Список литературы

Введение

Развитие и существование человечества непосредственно связаны с возникновением и функционированием института семьи. Ведь именно семья, как указано в Семейном кодексе России, является первичной и основной ячейкой общества. Она создается для благоустройства, биологического и социального упорядочения жизни человеческого рода. Как показывает практика, процесс создания семьи существенно зависит от многих факторов, и, прежде всего, от личностных. Вступление в брак и поддержание его стабильности для многих молодых людей является сложной, часто непосильной задачей, возникает потребность в научном изучении этой проблемы и выявлении эффективных путей подготовки молодежи к будущей семейной жизни. Анализ научно-психологических источников свидетельствует о том, что отдельные проблемные вопросы, связанные с различными аспектами семейно-брачного взаимодействия, рассматривали в своих работах такие исследователи: Т.В.Андреева, О.И.Бондарчук, К.Витек, М.Джеймс, О.Я. Кляпец, С.В. Ковалев, В.П.Меньшутин и др.

К сожалению, значительный процент молодых супружеских пар сих пор не подготовлены к браку. Как показывают результаты различных исследований, традиционный институт семьи находится в некотором кризисном состоянии. Учитывая вышесказанное, внимание исследователей и, в первую очередь, психологов, привлекают молодые семьи. Отметим, что молодой семьей исследователи считают семью, которая существует первые три года после оформления брака. Именно в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений. В частности, это заключается в распределении власти и обязанностей, а также духовных связей между супругами, родителями и детьми. Кроме этого происходит сложный процесс адаптации супругов друг к другу, принимается решение о количестве будущих детей.

Цель исследования – изучить особенности поведения супругов в конфликте.

Объект исследования – конфликтные ситуации в студенческих семьях.

Предмет исследования – методы исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть социально-психологические особенности молодых семей;
2.Изучить специфику супружеских конфликтов в молодых семьях;
3.Проанализировать методы и методики исследования конфликтных ситуаций в студенческих семьях;
4.Организовать и провести практическое исследование особенностей конфликтных ситуаций в студенческих семьях;
5.Разработать рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций в студенческих семьях.

Методологическую основу исследования составили гуманистические и демократические ценности отечественной педагогической мысли; реалистический и всесторонний подход к анализу теории и методики диалектики современной семьи; аксиологический подход к проблеме исследования; принципы научной объективности и системности; отказ от монополии на педагогическую истину.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют: методология и методы проведения психолого-педагогического исследования (Ю. В. Василькова, В. Н. Гуров, В. И. Загвязинский, Т. В. Лодкина, Р. В. Овчарова и др.); исследования психолого-педагогических аспектов семейной социализации (А. А. Бодалев, С. И. Голод, В. А. Дружинин, А. Г. Ковалёв, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев и др.); теории конфликта (Г. М. Андреева, О. Н. Громова, В. А. Сысенко, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, В. П. Шуман, С. Г. Шуман и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные основные результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях проблем современной семьи; при разработке программ психолого-педагогической деятельности, ориентированных на профилактику конфликтов в семье; при подготовке лекций, проведении семинарских занятий в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов.
Для решения поставленных задач автор использовал следующие методы исследования: теоретические: анализ состояния проблемы, а также нормативной, правовой, философской, психологической, педагогической, методической литературы и результатов научных исследований; экспериментальные: наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; методы анализа результатов исследования.

Структура работы. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 2. Особенности поведения супругов в конфликте (на основе эмпирического исследования супружеских пар)

2.1. Организация и методики исследования

С целью изучения особенностей поведения супругов в конфликте нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилось в 2017 г. и реализовывалось в три этапа:

  1. Организационный – разработка методологии, подбор и проверка методов исследования;
  2. Эмпирический – проведение основного этапа эмпирического исследования;
  3. Аналитический – математико-статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Характеристика выборки. В нее вошли 20 супружеских пар (40 человек), отобранных методом случайных выборов. Исследование проводилось в социальной сети ВКонтакте, анкеты были разосланы по знакомым респондентам. Возраст респондентов находится в пределе от 20 до 32 лет, стаж совместной жизни распределяется в пределе от двух месяцев до 7 лет, имеющие и не имеющие детей. 10 семей со стажем от 5 лет и 10 молодых семей до 5 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучить ролевые ожидания партнеров в студенческих семьях;
  2. Рассмотреть особенности распределения ролей в семьях;
  3. Изучить типы поведения в конфликте в студенческих семьях.

В результате исследования данной выборки были определены особенности ролевой адекватности супругов, специфики поведения в конфликте.

Методика «Ролевые ожидания партнеров» под авторством А.Н. Волковой позволяет определить индивидуальные представления супругов о характере семейных ценностей, которые определяется основными функциями семьи.

Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская).

Цель методики - диагностика особенностей распределения ролей в семье между супругами.

Тест-опросник Томаса: типы поведения в конфликте.

Тест позволяет определить стиль поведения в конфликтной ситуации.

Для количественной и качественной обработки применялись методы математической обработки, а именно: для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft, для количественной обработки данных – программа SPSS 17.0 (описательный анализ, корреляционный, регрессионный анализ). Таким образом, оценка количественных данных эмпирической части исследования проводилась посредством методов математико-статистического анализа. Выбор тех или иных методов математической статистики осуществлялся на основе данных о характере распределения выделенных переменных исследования.

Это свидетельствует о том, что стратегия организации исследования, использование методов сбора и обработки эмпирических данных, адекватных цели, задачам и теоретическим основам данной работы свидетельствуют о том, что достоверность результатов обеспечена.

2.2. Анализ первичных результатов исследования семейных ролей и поведения в конфликте у супругов

В результате изучения семейных ценностей установок нами были получены данные относительно методики «РОП». Представим среднегрупповые баллы по методике по каждой шкале опросника.

значения по шкалам опросника РОП в группах испытуемых

В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что между группами супружеских пар с разным стажем супружества существуют различия в степени согласованности семейных ценностей по всем шкалам опросника в соответствии с полученными средними баллами.

Так, степень согласованности в интимной сфере и в установке на личностную идентификацию с партнером гораздо выше в группах пар со стажем супружества до 5 лет. Во всех остальных сферах наблюдается постепенное повышение степени согласованности семейных ценностей в группах по мере возрастания стажа семейной жизни.

Различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности – не более 3 баллов) только в группе пар со стажем более 5 лет. Наибольшие же различия наблюдаются у супружеских пар со стажем до 5лет. На наш взгляд, это достаточно закономерный результат, потому что согласованность семейных ценностей, как правило, формируется в процессе совместной жизни.

Сравнительный анализ степени согласованности семейных ценностей супругов по группам в зависимости от стажа супружества

«Ролевые ожидания и притязания в браке («РОП»)

В результате проведения исследования по тестовой методике К. Томаса «Изучение типов поведения в конфликтной ситуации» были получили показатели, которые свидетельствуют о типах поведения исследуемых в конфликте, а именно - об уровне склонности к соперничеству, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке Аудитория

Примеры работ:

  1. Контрольная работа - Реформы Солона и Клисфена
  2. Психологические особенности восприятия. Каналы восприятия
  3. Западноевропейская средневековая музыка
  4. Курсовая работа - Факторы народного воспитания
  5. Развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии

Сложности с написанием работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"