логотип

Монография «История математики, науки и культуры (структура, периоды, новообразования)»

Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Монография «История математики, науки и культуры (структура, периоды, новообразования)»

 2017-11-28 13:43:48 
Размер: 1.2 MB 
Скачано: 2 раз

Монография «История математики, науки и культуры (структура, периоды, новообразования)»

Автор: Чечулин В. Л.

Источник - Библиотека ПГНИУ
Объем - 166 страниц
Год издания - 2013

Описание

В монографии на основании онтологической структуры (сознание, время, материя) и общегносеологических закономерностей отражения действительности в сознании человека (шестиуровневая структура отражения) описывается периодизация истории математики (по линии число–уравнение–функция–оператор…); периодизация развития представлений о причинности; периодизация развития естественных наук (физики, механики, химии, представлений об источнике болезней); гуманитарных наук (языкознания, психологии), культуры (литературы как мировой так и русской, музыки); дополнительно описаны ступени развития морально-этических представлений, системы права, экономики, ступени развития научной методологии.
Выделены периоды однородного развития наук и переходы на качественно новый уровень абстракции научного знания. Отмечено, что высший уровень развития непредикативный (самоссылочный) не сводим к абстракциям низших уровней.
Показана содержательная взаимосвязь в развитии наук в пределах одного периода.
Указано, что последовательность изучения математических и иных научных понятий в системе образования повторяет те же уровни абстракции, что и в истории науки. Показано, что наличная структура морально-этических представлений и её историческое развитие взаимосвязаны. В истории экономики при описании подпериодов её развития обоснована конечность современных технологических укладов (пятый, современный — предельный).
На широком фактическом материале показано, что развитие науки следует общим закономерностям отражения действительности в сознании человека и соответствует ступеням постижения истины; обосновывается необходимость онтологической полноты научных теорий. Подчёркивается, что развитие науки и культуры имеет конечной целью (высшей, шестой ступенью) обеспечение возможностей реализации свобод человека в виде общезначимой десятичастной системы ценностей, реализуемой при смене поколений и воспроизводстве структуры государства и общества.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, учителей, аспирантов и студентов вузов.

Содержание

Оглавление .............................................................................................................4
Предисловие...........................................................................................................6
Глава 1. Онтологические и гносеологические основания.....................................7
§1. Онтологические основания описания действительности ........................7
§2. Гносеологические основания описания действительности.....................8
§3. Пример иерархии уровней абстракции....................................................10
Часть 2. История и периоды развития математики..................................................11
Глава 2. Периодизация истории математики........................................................11
§4. Гносеологические основания иерархии понятий ...................................11
§5. Последовательность появления основных понятий...............................12
Глава 3. Периоды развития отдельных понятий и логики ..................................21
§6. Ступени последующего развития понятия функции .............................21
§7. Этапы развития логики..............................................................................22
§8. Изменение представлений о бесконечности ...........................................24
Глава 4. Уровни абстракции в математическом образовании ............................29
§9. Иерархия понятий в образовательном процессе.....................................29
§10. Курс информатики и закономерности познания ..................................29
§11. Дополнение: Иерархия логических структур .......................................32
Часть 3. История и периоды развития естественных наук......................................35
Глава 5. Изменение представлений о причинности.............................................35
§12. Уровни отражения и развитие понимания причинности.....................35
§13. Этапы развития понимания причинности.............................................36
§14. Иерархия понимания причинности........................................................39
Глава 6. Периодизация истории физики ...............................................................41
§15. Структура отражения и развитие физических понятий.......................41
§16. Периоды развития физических представлений ....................................42
§17. О самоописательности ("наблюдатель" — как информация) .............49
§18. Схема периодов развития понятий физики и в образовании ..............50
Глава 7. Схема периодов развития механики.......................................................53
§19. Онтологические основания.....................................................................53
§20. Гносеологические основания..................................................................53
§21. Периоды развития механики ..................................................................54
§22. Основания механики и трёхмерность пространства ............................61
§23. Усвоение механических понятий с возрастом......................................62
Глава 8. Периодизация истории химии.................................................................64
§24. Общегносеологическая структура отражения и развитие химии.......64
§25. Периоды развития химии........................................................................66
§26. Схема периодов развития представлений о химии ..............................69
Глава 9. Изменение представлений об источнике болезней ...............................71
§27. Историческое изменение представлений о болезнях...........................71
Часть 4. Развитие гуманитарных наук и культуры ..................................................78
Глава 10. Периодизация развития языкознания ...................................................78
§28. Периоды развития языкознания .............................................................78
§29. Схема периодов развития языкознания.................................................82
§30. 10-частная "горизонтальная" структура языка .....................................82
Глава 11. Изменение представлений о душе и детстве .......................................85
§31. Историческое усложнение представлений о душе и детстве ..............85
§32. Связь со структурой отражения действительности..............................90
Глава 12. Периоды развития литературы..............................................................93
§33. Периоды в развитии мировой литературы............................................93
§34. Периоды в развитии русской литературы.............................................97
Глава 13. Схема периодов развития музыки.......................................................103
§35. Схема периодизации истории музыки.................................................103
§36. Схема периодов развития музыки........................................................108
Часть 1. (Продолжение)............................................................................................110
Глава 14. Самоосознание, кризисы развития, система права............................110
§37. Уровни самоосознания (психологические основания) ......................110
§38. Сопоставление с уровнями нравственных представлений................111
§39. Отклоняющееся поведение и система права.......................................111
Часть 5. Дополнения .................................................................................................113
Глава 15. Схема развития этики и моральных представлений .........................113
§40. Периоды развития этики и моральных представлений......................113
§41. Структура морального сознания ..........................................................117
Глава 16. Периоды развития системы права.......................................................119
§42. Периодизация истории права в России................................................119
§43. Периоды развития системы права в мировой истории ......................122
§44. Свобода "над" обществом и контрпример к утилитарной этике ......124
Глава 17. Периоды и структура развития экономики........................................125
§45. Бывшая периодизация истории экономики.........................................125
§46. Вертикальная структура экономических субъектов ..........................126
§47. Периодизация истории экономики (вложенные структуры).............127
§48. Конечность технологических укладов.................................................128
Часть 1. (Окончание).................................................................................................129
Глава 18. Классификация наук.............................................................................129
§49. Онтологическая схема классификации наук.......................................129
§50. Классификация естественных наук по предметной области.............131
§51. Место науки в системе потребностей (ценностей).............................131
Глава 19. История методологии науки ................................................................132
§52. Схема изменения представлений о научном методе..........................132
§53. Онтологическая полнота теорий ..........................................................135
Глава 20. Обобщающие таблицы.........................................................................140
§54. Одинаковость исторического развития ...............................................140
§55. Сопоставление с наличными структурами..........................................145
Заключение ................................................................................................................147
Послесловие .......................................................................................................148
Список литературы............................................................................................149
Обозначения .......................................................................................................163
Указатель имён...................................................................................................164
Предметный указатель .