логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Париж и парижане II половины XIX – нач. XX века (1889-1914 гг.)

 2016-05-21 06:19:40 
Просмотров:  7  

Курсовая работа по дисциплине "История"
Тема: Париж и парижане II половины XIX – нач. XX века (1889-1914 гг.)
Объем - 50 страниц
Год защиты - 2013

Содержание

Введение
Глава 1. Париж и парижане глазами русской интеллигенции
Глава 2. Париж и парижане глазами деятелей культуры
Глава 3. Париж и парижане глазами русских дипломатов
Заключение
Список литературы

Введение

Портрет Парижа (да и вообще, если обобщать, любой портрет, даже фотографический) – это портрет одновременно «внутреннего» и «внешнего», портрет мифа о городе Париже, и портрет внутреннего ощущения этого странного и вечно манящего города.
Париж – это блеск и роскошь Лувра, это бистро у Сены и на тихих площадях с голубями, это Сакре-Кёр и Пантеон, это Монмартр и Монпарнас, это Мулен-Руж и Сорбонна, это город поэтов, читающих стихи в кафе и бесчисленных художественных магазинчиков и выставок... А с некоторых пор – город Эйфелевой башни, центра Помпиду, ЮНЕСКО и комиссара Мегрэ.
Это город, где уживаются разные, порой несовместимые, стили и виды искусства, это город потока, который «сам выберет себе нужное русло, в его вытекающей из этой доверчивости фантастической, раблезианской, животной всеядности, когда отбор производится самой природой, и потому неполадки на пищеварительном тракте не возникают» .
А после Эйфеля и его башни, и особенно, после Экспо 1900 года, Париж – центр не только уже и художественной, но и научной мысли. Центр всего. Центр мира.
Кстати говоря, La Ruche, знаменитое общежитие художников «Улей», спроектирован все тем же Г.Эйфелем как «винная ротонда» к Экспо-1900.
Сложный, неоднозначный образ. Париж-миф. Подобные образы свойственны многим городам, есть миф о Петербурге , о Москве, о Лондоне, о Нью-Йорке... Не случайно возникают такие мифологии, не случайно возникают концепции, подобные «унанимизму» с его «городской сверхдушой» .
Проблема изучения чужой культуры и познание себя через «иное», стала занимать отечественных исследователей лишь в последние десятилетия. Историками данная проблема практически обойдена.
Изучение иной культурной среды помогает понять не только особенности жизненного стиля, нравов определенного исторического периода в жизни отдельных народов, но и собственное национальное своеобразие, социальную, культурную, национальную идентичность.
В процессе восприятия чужой культуры большую роль играют сложившиеся традиционные стереотипы сознания, мешающие часто культурному взаимопониманию и общению. Изучение этих стереотипов и процесса их преодоления является важной научной проблемой.
С этой точки зрения предпринятое в курсовой работе исследование этих проблем на примере анализа восприятия Франции и французов русскими (представителями интеллигенции, культуры, дипломатии) во второй половине XIX – начале ХХ в. представляется чрезвычайно актуальным как в научном плане, так и в плане формирования взаимопонимания культур в современном мире.
Объектом исследования является формы русско-французского взаимодействия.
Предметом исследования является образ французской культуры и французов в сознании представителей русской интеллигенции, культуры и дипломатии второй половины XIX – начала ХХ в.
Целью курсовой работы является рассмотрение процесса формирования образа Франции и французов в сознании представителей русской интеллигенции, культуры и дипломатии второй половины XIX – начала ХХ в. и выявление характерных особенностей этих представлений.
Цель обусловила решение следующих задач:
-проследить эволюцию образа Франции и французов в сознании представителей русской интеллигенции, культуры и дипломатии второй половины XIX – начала ХХ в., его соответствие и отклонение от сложившихся в русском обществе стереотипных представлений;
-рассмотреть характерные особенности парижской жизни в восприятии представителей русской интеллигенции, культуры и дипломатии второй половины XIX – начала ХХ в.;
-показать значение Всемирных Парижских выставок как важного фактора русско-французского диалога.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX – начало ХХ века – время наиболее плодотворного и интенсивного диалога между Францией и Россией. В этот период происходят серьезные события и изменения в политическом положении Франции, во французско-русских отношениях. Это период резкого научно-технического и промышленного подъема во Франции. Такие обстоятельства способствуют значительным изменениям в менталитете французов и в оценках, даваемых им русскими.
Научная новизна курсовой работы состоит в том, что впервые рассматривается образ Парижа и специфической парижской культуры через менталитет представителей русской интеллигенции, культуры и дипломатии второй половины XIX – начала ХХ в., в котором нашли отражение как особенности российского, так и французского национального характеров.
Тема курсовой работы и отраженная в ней проблема изучения чужой культуры и познание себя через «иное», стала занимать отечественных исследователей лишь в последние десятилетия. Историками данная проблема практически обойдена.
Поэтому при изучении процесса формирования стереотипов в восприятии русской интеллигенцией Парижа и парижан, возникла необходимость обратиться к исследованиям специалистов по социальной антропологии, философии, истории культуры: Ф. Б. Шенка, Л. Вульфа, И. Ноймана.
Характеризуя роль и статус интеллигенции в процессе восприятия чужой культуры, мы использовали работы русских философов и публицистов, в которых содержатся размышления о судьбе русской интеллигенции.
В контексте исследуемой проблемы важнейшее значение приобретает феномен повседневности.
Данный вопрос не может быть освещен полностью без обращения к работам отечественного историка Ю.М. Лотмана, который исследует такие активные стороны бытовой культуры как обед, отдых, а также многие стороны социальной жизни: положение женщин, самоубийства, строгая нормированность и др.
Для того, чтобы проанализировать особенности восприятия русской интеллигенцией Парижа, мы воспользовались исследованиями Г.Зиммеля, В.Беньямина, Ф.Броделя, и другими статьями по теории города .
Источниковая база исследования. Материалы, хранящиеся в фондах центральных архивов РАН и отделе рукописей РГБ . В автобиографии М. Ковалевского и письме Н. И. Кареева 1872 г., дается представление о цели и задачах пребывания русских ученых в Париже.
Материалы публицистики и литературно-художественной критики (статьи, рецензии, материалы критики, философские эссе и исторические сочинения). Эта часть источников имеет важное значение для понимания духовной жизни Франции и ее столицы Парижа второй половины XIX в, так как касается актуальных проблем образования и воспитания, драматургии и театра, литературы, живописи, положения женщин, снижения нравственного порога, внутриполитической борьбы и внешней политики. Задачи исследования потребовали обращения к философским, философско-историческим, религиоведческим произведениям, работам по психологии.
Особое место в сравнительном анализе русской и французской культур в данной группе источников занимает «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского.
Художественно-публицистические произведения мемуарного характера. Мы опирались в диссертационном исследовании, прежде всего на сочинения А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, в которых анализируются все пласты парижского общества. Авторы сравнивают западноевропейский капиталистический образ жизни с русскими полупатриархальными отношениями .
Путевые тексты, заметки, мемуары, письма. Путевые тексты – это непосредственные зарисовки с натуры. В них, как и в письмах, дневниках и воспоминаниях наряду с информацией частного характера дается широкая панорама социальной, политической, культурной жизни Франции и ее столицы. Большое значение в этом случае имеют работы: писателя и журналиста П.Д. Боборыкина , филолога и публициста В. И.Модестова , писателя-экономиста Н.И. Тарасенко-Отрешкова, в которых содержится масса интересной информации о микросреде Парижа: его бульварах, кафе, семейных буржуазных отношениях, природе, религиозности французов, категориях русских парижан, наиболее популярных местах посещений, сфере досуга.