Курсовая работа с практикой по дисциплине «Социальная педагогика»
Тема: Формирование культуры досуга у младших школьников в образовательном пространстве школы (социально-педагогический аспект)
Объем - 30 страниц
Год защиты - 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования культуры досуга в образовательном пространстве школы
1.1. Теоретический анализ понятия «культура досуга личности» в современных исследованиях
1.2. Особенности формирования культуры досуга в младшем школьном возрасте
1.3. Сущность и содержание процесса социально-педагогического сопровождения по формированию культуры досуга у младших школьников в образовательном пространстве школы
Глава II. Программно-методическое обеспечение процесса формирования культуры досуга в деятельности социального педагога в условиях образовательного пространства школы
2.1. Анализ современной социально-педагогической практики по проблеме исследования
2.2. Организация и проведение констатирующего эксперимента
2.3. Социально-педагогическая программа формирования культуры досуга в образовательном пространстве школы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время возникла потребность в полноценном социальном, культурном, психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в современных условиях развитого общества.
Необходимо отметить, что в настоящее время важнейшей задачей образования становится предоставление ему такого уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе,¬ найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные способности, т.е. на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения.
Можно отметить, что проблема организации работы с детьми и подростками в современных условиях является наиболее актуальной в современных условиях состояния образования и воспитания детей. ¬
Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать о возможностях и направлениях изменения ситуации в сфере досуга молодежи или в целом о регулировании ее свободного времени. Как отмечает З.А. Петрова, система регулирования свободного времени человека включает, прежде всего, воспитание культуры свободного времени. Работа в этом направлении подразумевает, на наш взгляд, как создание условий для удовлетворения уже сложившихся запросов, так и стимулирование формирования новых потребностей, отвечающих более высокому уровню развития человека, его культуры. Обращение к понятию культуры досуга диктуется логикой анализа проблем регулирования свободного времени молодежи на том основании, что сам процесс регулирования должен быть ориентирован на формирование у молодого поколения культуры проведения досуга. Иными словами, в качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.
Еще на этапе становления исследований бюджетов времени С.Г. Струмилин говорил о необходимости социально-психологического воспитания в массах культуры использования времени, умения ценить время на производстве и в быту, в общественной и личной жизни. Эти задачи стояли перед обществом не одно десятилетие и актуальны для общества, современного нам. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «требования к культуре использования свободного времени возрастают с прогрессом общества». Кроме того, справедлива точка зрения исследователей В.И. Болгова и В.Г. Гуцу относительно того, что «решение перспективной проблемы улучшения использования свободного времени молодежи связано с овладением ею определенной культурой использования свободного времени». Поэтому рассмотрение культуры досуга представляется важным, с одной стороны, в связи с необходимостью качественной характеристики происходящих в сфере досуга молодежи изменений, а с другой - для формирования целей ориентирования молодежи в сфере досуга.
Цель работы - формирование культуры досуга у младших школьников в образовательном пространстве школы.
В основные задачи работы входят:
Теоретический анализ проблемы формирования культуры досуга в образовательном пространстве школы;
Изучение особенностей формирования культуры досуга в младшем школьном возрасте;
Анализ сущности и содержания процесса социально-педагогического сопровождения по формированию культуры досуга у младших школьников в образовательном пространстве школы;
Разработка программно-методического обеспечения процесса формирования культуры досуга в деятельности социального педагога в условиях образовательного пространства школы.
Объект исследования – культура досуга младших школьников.
Предмет исследования – формирование культуры у младших школьников в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость исследования: на основании полученных результатов психологи и другие специалисты могут разрабатывать программы, направленные на организацию досуга младших школьников.