Контрольная работа по дисциплине «История политических и правовых учений»
Тема «Политические воззрения Жан-Жака Руссо»
Объем - 21 страница
Год защиты - 2013
Политические воззрения Жан-Жака Руссо
Во Франции в свое время не без основания говорили, что, если бы не было Руссо, не было бы и Великой французской революции 1789-1794 гг.
Жан Жак Руссо, действительно, оставил глубокий след не только в истории Франции, но и в истории всего человечества. Своим благородным подвигом выдающийся писатель-демократ, страстный борец за свержение деспотизма и установление республиканского строя оказал огромное влияние на развитие прогрессивной в то время буржуазной идеологии. Его общественные идеалы, отражая жизненные потребности переходной эпохи от феодализма к капитализму, расшатывали идеологические основы феодального строя и приближали Францию к гигантскому политическому перевороту .
Жан-Жак Руссо (1712-1788) родился в швейцарской столице Женеве в семье ремесленника-часовщика, гугенотские предки которого эмигрировали сюда из Франции. Мать Руссо умерла при его рождении, а отец мало занимался воспитанием сына, приохотив, однако, его к чтению, в круг которого наряду с романами попаи также плутарховы жизнеописания, прославлявшие добродетели античного республиканизма. Отданный обучаться часовому ремеслу, Жан-Жак не выдержал связанных с этим тягот и в шестнадцатилетнем возрасте покинул Женеву. Несколько лет он скитался по Швейцарии, Италии, южной Франции, становясь ради заработка то слугой, то музыкантом, то домашним секретарем, то переписчиком нот, то воспитателем, то домоправителем. Проявляя интерес к философии и праву, Руссо читал произведения Монтеня, Декарта, Мальбранша, Лейбница, Бейля, правоведов Гроция и Пуффендорфа. «Философские письма» Вольтера ввели Руссо в крут идей французского Просвещения.
В 1741 г. Руссо приехал в Париж. Зарабатывая на жизнь перепиской нот и частными уроками, он вместе с тем в ходе чтения и бесед с парижскими вольнодумцами интенсивно расширял свой интеллектуально-культурный кругозор. Знакомство и дружеское общение Руссо с Дидро и Кондильяком имело важнейшее значение для мировоззренческого развития каждого из них. Публикация «Рассуждения о науках и искусстве» (1750) принесла Руссо славу нового оригинального философа, которая возрастала по мере выхода в свет других его важнейших сочинений: «О причинах неравенства» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руссо приобрел известность также как один из крупнейших французских писателей, представляя новое литературное направление – сентимен-тализм; он писал стихи и драмы, сочинял оперы, изобрел новую систему записи музыки.
В начале издания «Энциклопедии» Руссо был одним из ее ведущих сотрудников, возглавив отдел музыки и опубликовав ряд статей. Вынужденное возвращение в Женеву после публикации сочинения «О причинах неравенства» ослабило связи Руссо с энциклопедистами, а затем они были порваны в результате того, что в работе «О театральных представлениях» (1758) он обрушился с резкой критикой на помещенную в седьмом томе «Энциклопедии» статью Д'Аламбера «Женева», усмотрев в предложении автора учредить для женевцев театр посягательство на их добрые нравы, а в приписывании женевским пасторам социнианских взглядов (близких к деизму) – злонамеренное искажение позиции последних. Д'Аламбер, Дидро, Вольтер и другие просветители сочли это выступление Руссо ударом в спину, помогающим клерикальным противникам «Энциклопедии» добиваться ее запрещения. Болезненная мнительность, дополнившая идейные расхождения, побудила Руссо усматривать в Дидро и Гольбахе своих злейших тайных преследователей .
За антиклерикализм и политический радикализм произведения Руссо «Об общественном договоре» и «Эмиль» были осуждены на сожжение в Париже и в Женеве. Руссо пришлось довольствоваться проживанием в небольших швейцарских городках, но и там его не оставляли в покое кальвинистские клерикалы. В 1765 г. Руссо покинул Швейцарию и после тщетных попыток добиться реабилитации отказался от женевского гражданства. Некоторое время Руссо находился в Англии по приглашению Юма, а в 1767 г. вернулся во Францию, переезжая в поисках убежища от одного симпатизирующего ему аристократа к другому. В 1770 г. Руссо было позволено поселиться в Париже, где он вел уединенный образ жизни.
С конца 60-х гг. Руссо охватило чувство безысходного одиночества и враждебности к нему всех просветителей, которую он считал вызванной «ненавистниками» из «гольбаховской клики». От этого тягостного чувства Руссо искал спасения в прогулках по сельским окрестностям («природа всегда улыбается мне») и в написании серии автобиографических сочинений («Исповедь», «Диалоги», «Прогулки одинокого мечтателя»), – «лишь в себе нахожу я утешенье, надежду и мир...». В своих весьма откровенных, но очень пристрастных воспоминаниях Руссо более всего писал об отношениях с ведущей группой просветителей, во всем оправдывая себя, а их обвиняя в «низости» и «предательстве»; разрыв дружбы с некогда «нежно любимым» им Дидро оказался незаживающей душевной раной, которую Руссо к тому же беспрестанно растравлял. Возникшему у Руссо в результате этого пессимистическому умонастроению он склонен был придавать универсальную значимость, убежденно заявляя, что «общительная и любящая личность» обречена на неприязненное непонимание со стороны других людей, и потому «все наши мысли о счастье в этой жизни оказываются химерами...» . Свойственное в это время Руссо сосредоточение внимания на собственном «я» («... я не должен и не хочу заниматься ничем, кроме самого себя»), изображаемом как неизбывно одинокое и несчастное, стимулировало – наряду с предшествующей руссоистской критикой цивилизации, науки и разума – складывание в европейских странах конца XVIII в. романтического мироощущения, во многом являющего антитезой просветительству. В XX в. ряд исследователей усмотрел в этих воззрениях Руссо предшествование экзистенциализма.
В начале 1778 г. тяжело больной Руссо принял приглашение одного из своих почитателей пожить в его пригородном имении Эрменонвиль. Там через несколько месяцев Руссо скончался и был погребен на островке местного небольшого озера.
Мировоззрение Руссо, не представляющее собой законченной и когерентной системы, развивалось и видоизменялось от произведения к произведению. Рассмотрим его основные проявления, которые вызвали наибольший резонанс у современников и приобрели историческую значимость.
1. Среди просветителей Руссо выделялся тем, что он усмотрел нетерпимую несправедливость не только в привилегиях господствующего класса феодально-абсолютистского общества, но во всяком, прежде всего экономическом и политическом, неравенстве. Поэтому его критика затрагивала не только наличный во Франции строй, но и развивавшиеся в его недрах капиталистические отношения.
Осуждая феодальное правление как «самую нелепую из когда-либо существовавших систем», одинаково противоречащую «и принципам естественного права, и всякому благоустроенному государственному порядку», Руссо рассматривал его вместе с тем не как нечто случайное, а как необходимый результат развития социального неравенства, возникшего на самой заре существования человеческого рода. Для Руссо характерно стремление отыскать в глубинах истории объективные основания социальных институтов, которые «кажутся с первого взгляда возведенными на кучах зыбучего песка» и опирающимися как будто только на «насилие людей могущественных». Правда, при характеристике первобытного состояния людей отсутствие действительных знаний о нем побуждало Руссо, как и других новоевропейских философов, идти по пути спекулятивного конструирования на основе концепции «человеческой природы».
...