логотип

Контрольная работа по дисциплине «Основы физиологии»
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Естественные https://ypa5.ru/biblioteka/estestvennye/kontrolnaya-rabota-po-discipline-osnovy-2628Контрольная работа по дисциплине «Основы физиологии»

Контрольная работа по дисциплине «Основы физиологии»

 2020-11-16 13:12:27 
Просмотров:  47  

Контрольная работа по дисциплине «Основы физиологии»

Тема: шифр В-2008-04. Вопросы 13, 26, 52, 67, 90, 156

Объем - 20 страниц
Год защиты - 2020

Содержание

13. Что такое рефлекс? Из каких элементов складывается рефлекторная дуга? Нарисуйте схему дуги любого спинномозгового рефлекса и рефлекса молокоотдачи. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?
26. Учение И.П. Павлова об анализаторах? Из каких элементов состоят анализаторы? Каковы функции каждого элемента?
52. Механизмы нервно-гуморальной регуляции уровня воды, натрия и калия, кальция и фосфора.
67. Что такое обучение? Какими путями животные накапливают жизненный опыт? Чем акт запечатления отличается от условного рефлекса?
90. Функции желудка жвачных животных и птиц? Почему в рацион жвачных животных включают мочевину, а у птиц это вызывает отравление?
156. Органы размножения, овогенез, спермогенез и оплодотворение у пчел
Список литературы

Вариант 23

 Что такое рефлекс? Из каких элементов складывается рефлекторная дуга? Нарисуйте схему дуги любого спинномозгового рефлекса и рефлекса молокоотдачи. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

Ответ:

Рефлекс – это ответная реакция тканей, органов и организма в целом на действие раздражителя на рецепторы, осуществляемая с участием центральной нервной системы.

Рефлекс осуществляется через специальное структурное образование нервной системы – рефлекторную дугу.

Рефлекторная дуга состоит их трех видов нейронов:

  • Чувствительные (рецепторные);
  • Контактные (интернейтроны);
  • Двигательные (эффекторные).

Данные нейроны объединяются в нейронные цепи. Дендрит рецепторного нейрона контактирует рецептором, его аксон направляется в центральную нервную систему и контактирует с интернейтроном. Контактные нейтрон напрявляет свой аксон к двигательному нейтрону. Таким образом формируется рефлекторная дуга.

В рефлекторной дуге выделяют пять звеньев:

  1. Рецептор – образование, воспринимающее раздражение. Это или ветвящееся окончание дендрита рецепротного нейрона, или специализированные высокочувствительные клетки, или клетки с вспомогательными структурами, образующими рецепторный орган.
  2. Афферентный путь (центростремительный) – проводит возбуждение от рецептора к нервному центру.
  3. Нервный центр – образован большим количеством интернейронов и двигательных нейронов. Нервный центр выполняет 4 физиологические роли:
    • Восприятие импульсов от рецепторов через афферентный путь;
    • Анализ и синтез воспринятой реакции;
    • Передачи информации через эфферентный путь к исполнительному органу;
    • Восприятие информации от исполнительного органа от том, что действие выполнено.
  4. Эфферентный путь (центробежный) – проводит возбуждение от нервного центра к рабочему органу. Образован аксоном двигательного нейрона. Нейроны и исполнительный орган контактируют между собой через синапсы.
  5. Эффектор (рабочий орган) – какой-либо орган организма, выполняющий свойственную ему деятельность.

Схема простой рефлекторной дуги:

Схема простой рефлекторной дуги

Схема простой рефлекторной дуги

Рефлекс молокоотдачи:

Рефлекс молокоотдачи протекает в две фазы:

  1. Нервная фаза. Протекает очень быстро, длится 40-50 секунд, имеет короткий латентный период – 1-4 секунды. Все начинается с раздражения сосков вымени при сосании детеныша или при доении. Нервный импульс поступает в спинной мог. Затем часть импульсов переключается на двигательные нервы, идущие обратно к вымени, а другая часть импульсов поступает в головной мозг (в продолговатый мог, гипоталамус промежуточного мозга и кору больших полушарий). От гипоталамуса импульсы движутся в гипофиз и по двигательным нервам поступают к молочной железе.

Двигательными нервами для молочной железы являются сиптатические нервы. Вызывается сокращение мышц крупных молочных ходов и молочных цистерн и происходит выход молока из них.

В первую фазу рефлекса молокоотдачи выделяется цистернальное молоко.

  1. Нейро-гуморальная фаза. Начинается вслед за первой фазой и длится по времни 4-6 минут, латентный период данной фазы 30-40 секунд. Молоко выделяется под действием гормона окситоцина, который выделяется гипофизом. Окситоцин вызывает сокращение миоэпителия мелких протоков и молочных альвеол. В данную фазу идет выделение альвеолярного молока.

Нервная и нейро-гуморальная фазы тесно взаимосвязаны и не могут протекать одна без другой.

Рефлекс молокоотдачи контролируется высшим отделом центральной нервной системы – корой больших полушарий.

Установлено, что у животных на все раздражители, совпадающие с моментом доения, – легкий массаж вымени и обмывание теплой водой, время доения, место на доильной площадке, вид доярки - вырабатываются условные рефлексы. В результате их до 97% удоя переходит в цистернальный отдел вымени, что облегчает выдаивание молока.

Сравнение спинномозгового рефлекса и рефлекса молокоотдачи:

Первая стадия рефлекса молокоотдачи, это частный случай спинномозгового рефлекса. В этом заключается их общность.

Вторая стадия рефлекса молокоотдачи является гуморальной. Это и отличает рефлекс молокоотдачи от любого спинномозгового рефлекса.

67. Что такое обучение? Какими путями животные накапливают жизненный опыт? Чем акт запечатления отличается от условного рефлекса?

Ответ:

Обучение – это процесс приобретения жизненного опыта более высокого уровня. Этот процесс для каждого животного индивидуален. Одно из преимуществ обучения перед инстинктивным поведением – его большая возможность изменять поведение в ответ на изменение условий внешней среды.

Научение делят на две группы:

  • неассоциативное
  • ассоциативное,.

Также выделяют простое и сложное научение.

По критерию активности животного научение делят на следующие группы:

  1. Пассивное научение - когда организм, не прилагая целенаправленных усилий реагирует на внешние факторы и в нервной системе формируются новые следы памяти. Формами пассивного научения являются:
  • Привыкание (габитуация) — выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. Примером поведенческого привыкания является угасание ориентировочного рефлекса в случае многократно повторяющегося раздражителя, не имеющего значения для организма. Благодаря привыканию  мы можем игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание  — это особый приспособительный нервный процесс, его не следует путать с утомлением и адаптацией анализаторов, т.к. его можно вызвать изменением стимула.
  • Сенситизацияусиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения (например,  жужжание мухи, писк комара). В данном случае научение носит негативный характер.
  • Импринтинг – запечатление в памяти новорождённого окружающей действительности. Основан на врождённой предрасположенности к определённым сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакциях в ранний период развития организма.

Различают несколько форм проявления импринтинга:

  • Запечатление образов и объектов - родителей, братьев, сестёр, вида пищи т.д.
  • Усвоение поведенческих актов - дети повторяют действия родителей.
  • Реакция следования –  автоматическое следование новорождённого за родителями. Реакция следования происходит не только  за запечатлённым объектом, но и за близкими ему по форме. Запечатляться может любой предмет.

Импринтинг имеет сходство как с безусловными, так и условными  рефлексами:

  • Как и безусловные рефлексы эти реакции сохраняются, как правило,  в течение всей жизни.
  • Врожденные, однако для их проявления требуются определённые условия.

Импринтинг отличается  и от  безусловных, и от условных  рефлексов:

  • Проявляется в критические  (сенситивные) периоды.
  • Запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.
  • Классические условные рефлексы по И.П.Павлову – положительные и отрицательные.
  1. Оперантное научение – организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три вида оперантного научения: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение.
  • Метод проб и ошибок - животное должно осуществлять определенные действия, чтобы добиться изменения ситуации в необходимую сторону. Метод проб и ошибок один из механизмов решения задач, поставленных перед животным внешней средой.

Например, животному нужно нажать на кнопку в поилке, чтобы потекла вода.

Наиболее часто такое обучение применяют при дрессировке животных.

  • Инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью  вознаграждения (подкрепления). Этот вид оперантного научения происходит по сигналу в отличие от  научения методом проб и ошибок, который осуществляется без сигнала.
  • Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных эмоций.
  1. Инсайт (озарения) – это внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке Аудитория

Примеры работ:

  1. Семиточечная божья коровка
  2. Майский хрущ
  3. Контрольная работа по дисциплине «Паталогическая физиология»
  4. Ответы на билеты по дисциплине «Геология»
  5. Биофильтры водной среды и их экологическая роль

Сложности с написанием контрольной работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"