Контрольная работа по Учету и анализу
Тема "Взаимосвязь управленческого учета и налогового планирования"
Объем - 17 страниц
Год защиты - 2015
Содержание
Введение
1. Особенности управленческого учета
2. Характеристика налогового планирования
3. Взаимосвязь управленческого учета и налогового планирования
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время все более актуальным становится представление управленческого учета не только как источника достоверной информации, но и как инструмента формирования экономической политики, механизма построения бизнеса и управления производством продукции.
В современных условиях хозяйствования руководство множества экономических субъектов заинтересовано в грамотной организации бухгалтерского учета, так как от этого зависит общее финансовое положение предприятия, результаты деятельности, выраженные в получении прибыли или убытка, эффективное использование ресурсов, финансовое прогнозирование и т. д. Бухгалтерский учет является сложной и взаимосвязанной системой, в которую входят три подсистемы: финансовый, управленческий и налоговый учет.
Последний ведется параллельно с финансовым и необходим для учета в целях налогообложения. Финансовый и управленческий учет направлены на получение информации об общем финансовом положении предприятия, а также принятие управленческих решений.
Проблеме сопоставления трех видов учета по различным критериям посвящали свои труды такие ученые, как Кондраков Н. П., Вахрушина М. А. и другие. Данный вопрос является актуальным в современных условиях хозяйствования и экономической ситуации, так как необходимо четко разделять виды бухгалтерского учета и их компетенции, для того, чтобы грамотно оперировать ими, а также выстраивать системы их взаимодействия.
1. Особенности управленческого учета
Систематизация объектов управленческого учета, представленная на рисунке 1, должна отвечать основным целям эффективного управления предприятием, чему способствует объединение данных объектов в четыре взаимосвязанные группы (производственные ресурсы, хозяйственные процессы, доходы и затраты, структурные единицы), находящие отражение в едином учетном процессе [4].
К первой группе объектов управленческого учета относятся:
-производственные запасы на складах и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции;
-средства производства, характеризующие наличие производственных мощностей и готовность предприятия к производству;
-использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности;
-результат труда как продукт предприятия.
Вторая группа объектов - это хозяйственные операции, объединенные по видам деятельности. Данная группа объектов сформирована с использованием процессного подхода, сущность которого, как нами было отмечено ранее, заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами. Третья группа объектов учета при «процессном подходе» их формирования выступает в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и поэтому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов.
Выделение структурных единиц как сегментов управления в отдельную группу объектов учета обусловлено тем, что для целей управления информация обобщается по месту возникновения затрат.
Функции управления, которые являются основой специализации работников управления предприятием, сами по себе не имеют собственного существования, но являются частью процесса и реализуются в процессе.
2. Характеристика налогового планирования
С развитием новой налоговой системы в Российской Федерации понятие налоговой оптимизации стало широко использоваться в отечественной экономической и правовой литературе. А.В. Брызгалин стал одним из первых ученых, кто наиболее полно и глубоко исследовал понятие и условия налоговой оптимизации. В настоящее время существует достаточно большое количество трактовок рассматриваемого понятия. В связи с этим, для лучшего понимания сущности налоговой оптимизации необходимо ознакомиться с различными взглядами на ее определение.
Взгляды различных исследователей на данное определение можно классифицировать по пяти группам научных трактовок, раскрывающих понятие и сущность налоговой оптимизации:
1) налоговая оптимизация является деятельностью, которая реализуется налогоплательщиком в условиях действующего законодательства и учитывает правомерность его действий[3];
2) налоговая оптимизация представляет собой право налогоплательщика формулировать и использовать все моменты, требующие уточнения, все противоречия законодательных актов о налогах и сборах в свою пользу[4];
3) налоговая оптимизация – это деятельность налогоплательщиком, направленная на достижение наиболее выгодной для хозяйствующего субъекта величины налоговой базы по основным значимым налогам[4];
4) налоговая оптимизация заключается в снижении налоговых отчислений без учета факторов, перечисленных в трех предыдущих группах классификации;[5]
5) налоговая оптимизация представляет собой направление государственной политики, развивающееся , как правило в период глобализации экономических процессов целью которой является сокращение количества налогов и налоговых ставок[3].
Цель налоговой оптимизации заключается в снижении размера налогового бремени. Несмотря на свою очевидность, она является достаточно широкой и может не единственный результат. Налоговая оптимизация может быть трех видов: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.
Классическая налоговая оптимизация представляет собой важное направление финансово-экономической деятельности предприятия. Главной целью ее проведения является контроль выполнения предприятием своих налоговых обязательств перед государством.
Политика направлена на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов, на изучение и применение всех возможных простых и доступных льгот, в том числе по рассрочке налоговых платежей. Также, к ее задачам относится рассмотрение различных нестандартных ситуаций задержки предприятием налоговых платежей, анализ и прогнозирование последствий подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами. В Налоговом Кодексе РФ описаны ситуации, когда организации имеют право пользоваться отсрочками текущих налоговых платежей для переноса их на будущее. Оптимизация налогообложения предполагает возможность извлечения выгоды от достоинств и недостатков существующего законодательства, использование несовершенств, сложностей и противоречий в свою пользу. Также, одним из вариантов является реализация налоговых схем, позволяющие минимизировать налоговое бремя налогоплательщика.
Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием. Налоговое планирование нельзя смешивать с уклонением от уплаты налогов - незаконным уходом от уплаты налогов, которое может выражаться в несвоевременной уплате налогов; в незаконном использовании налоговых льгот и т.д. Это два альтернативных варианта поведения, которые может выбрать налогоплательщик. Осуществление налогового планирования – это законный легальный способ снижения налоговой базы в организации и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах (ПБУ) бухгалтерского учета. Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования (управления финансами). Стратегия управления организацией включает налоговое планирование как часть, отвечающую за обеспечение ее оптимальное финансовое состояние. Элементами налогового планирования являются[12]:
учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету;
налоги;
ставки налогов;
льготы по налогам и сборам;
календарь бухгалтера;
документация и документооборот;
инвентаризация;
аудит;
отчетность.
Налоговое планирование подразумевает учет системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства. Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений. Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими[14]:
определение юридического статуса организации, ее организационно- правовой формы;
определение целей и сфер деятельности;
разработка программы анализа системы налогообложения;
формирование информационной базы;
тестирование состояния системы налогообложения;
установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;
составление бизнес-плана;
выбор стратегии оптимизации налогового бремени;
оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);
определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;
выявление резервов снижения налогового бремени;
выявление сильных и слабых сторон организации аудит состояния системы налогообложения.
Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей - основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.
При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним. Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:
1) использование льгот при уплате налогов;
2) разработка учетной политики;
3) контроль за сроками уплаты налогов.
С помощью продуманной учетной политики организация может оптимизировать налогообложение. Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Снизить размер налоговых обязательств, а также исключить случаи необоснованной переплаты налогов в бюджет можно, рассмотрев возможность применения упрощенной системы налогообложения, в случае если доход организации по итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление на упрощенную систему, не превышает определенного лимита. Разграничить налоговое планирование и налоговую оптимизацию довольно сложно. Однако в последнее время эти понятия все больше отличаются друг от друга.
Налоговое планирование - стратегия больше законопослушная. Закон предоставляет организации различные права, а фирма решает, использовать их или нет. Налоговый кодекс имеет особую структуру - состоит из конкретных ситуаций. Единых принципов нет. Поэтому если какой-либо случай не прописан, то сразу такая ситуация вызывает затруднения. С помощью планирования выбирается наиболее оптимальный вариант налогообложения как компаний в целом, так и, по возможности, снижения суммы налогов в отдельно взятых случаях.
Налоговая оптимизация - применение допустимых, но спорных методов снижения налоговых платежей. Формально они не нарушают закон, но сущность операций направлена исключительно на налоговую выгоду. Под налоговой оптимизацией подразумевается скорее агрессивное поведение компании, когда налогоплательщик выстраивает свой бизнес так, чтобы налоговые последствия были минимальные. Вся стратегия оптимизации направлена на уход от налогов [12].
Государство налоговую оптимизацию возводит в ранг преступления и рьяно борется с процессом, например, отказывает в вычетах и льготах. Это происходит, потому что при активной оптимизации невозможно спрогнозировать поступления в бюджет от фирм. Налоговики специально ведут такую политику, при которой 95% возвратов возмещают только через суд (вдруг кто-нибудь не пойдет в суд требовать положенные вычеты).
При налоговом планировании нарушать закон нельзя. Правовое средство должно быть законным как по форме, так и по существу. Принцип законности здесь является основным. Встречаются пограничные случаи, которые вызывают затруднения. Определить выход из ситуации довольно сложно, если нет судебной практики. Таким образом, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству. Налоговое законодательство сегодня находится в стадии совершенствования, что вполне естественно для процесса вхождения в мировую глобализацию. Правительству необходимо определиться и четко закрепить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, устранив альтернативу для предприятий. В этом случае исчезнет основание для уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за налоговые правонарушения, поскольку они ведут к срыву исполнения бюджета страны в целом и ее отдельных регионов и к снижению экономической безопасности страны.
Тактические решения моделирования оптимизации налоговой нагрузки компании разрабатываются в рамках реализуемых стратегий и направлены на реализацию задач бизнеса. Разработка решений текущего планирования и реализация его задач могут быть направлены не только на уменьшение налоговых выплат, но и на их увеличение, так как они связаны с другими затратами компании. В этом случае основной задачей становится оптимизация затрат в комплексе финансовых мероприятий компании, имеющая цель достижения наилучших финансовых результатов [8]. Снижение налоговых платежей может вызывать увеличение затрат компании, например, снижение налогов путем отнесения соответствующих расходов на себестоимость, снижает эффективность финансовой деятельности компании и снижает скорость развития бизнеса. При реализации задач управления моделированием оптимизации налоговой нагрузки необходимо уделять особое внимание комплексному подходу к планированию налоговой нагрузки.
Считаем целесообразным применение принципа минимизации и планирования налогов вне влияния на существование самой компании, ее способности осуществлять эффективную деятельность и погашать имеющиеся обязательства, то есть применение одного из основных принципов в планировании налогообложения - непрерывности деятельности предприятия. В налоговом планировании необходимо основываться на принципах сопоставимости (последовательности в применении налоговой политики), и экономичности. Это позволит увязать стратегию налогообложения с стратегическими и тактическими задачами функционирования компании.
Стратегическое налоговое планирование компании осуществляется вместе с разработкой тактических плановых решений, какими являются:
-бизнес-планы;
-бюджетные решения;
-оптимизация финансов, в том числе сокращением уровня налоговых платежей.
Планирование системы налогов компании должно осуществляться путем использования особенностей налогового законодательства. Структурные элементы исследуемой системы планирования компании могут быть представлены через алгоритм налогового планирования, включающий стратегическое и текущее налоговое планирование.
Формирование новых стратегий компании находится в рамках долгосрочной политики государства, базирующейся на исторических, культурных, правовых, социально-экономических и других элементных характеристиках основ взаимосвязей субъектов этих отношений [9].
Руководители компании, принимающие стратегические решения и способные влиять на принятие решений в сфере финансово - хозяйственной деятельности компании должны осуществлять процесс налогового планирования и его этапы строго в рамках действующего налогового законодательства с учетом возможных как позитивных, так и негативных последствий.
Необходимо учитывать также возможную многофакторность таких последствий для компании и всей системы взаимосвязанных субъектов финансовой налоговой деятельности и влияние на нее правоустанавливающей и контролирующей деятельности государства [5].
Исследование модели оптимизации налоговой нагрузки компании показывает наличие возможности квалификации отдельных действий как налоговых правонарушений. В связи с моделирование налоговой нагрузки является одним из значительных элементов разрабатываемых новых стратегий и вызывает необходимость детальных тактических разработок при организации финансово - хозяйственной деятельности компании [6].
Анализ типичных способов совершения налоговых правонарушений позволяет выявлять способы уклонения от уплаты налогов.
Существует большое количество способов уклонения от уплаты видов налогов:
-сокрытие средств от уплаты налогов,
-занижение выручки от реализации продукции,
-занижение налоговой базы по налогу на прибыль.
-способы уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц,
-уклонение от уплаты налога на имущество,
-искажение расчётов по налогам в налоговых декларациях,
-неправомерное использование льгот,
-сокрытие факта финансово-хозяйственной деятельности и другие.
Уклонение от уплаты налога на прибыль достигается завышением расходов относительно их величины либо занижением доходов от реализации товаров, работ, услуг, при этом в сумму затрат включаются фактически не выполнявшиеся работы (арендная плата за хранение товаров, текущий ремонт техники, помещений и т. д.) [4]. При проверках часто устанавливается, что фактически таким организаций- арендодателей не существует. Для выявления признаков правонарушения проводятся проверки движения денежных средств по счетам в банках с целью анализа фактов оплаты организациям по подобным хозяйственным операциям, а также устанавливается реальность существования данных организаций. Среди нарушений при исчислении налога на прибыль, могут быть названы:
-неверное применение (завышение) норм амортизации;
-несоблюдение учётной политики в части применения норм и способов амортизации;
-неверные арифметические подсчёты сумм амортизации;
-начисление амортизации по уже полностью изношенным основным средствам;
-включение в состав расходов процентов по кредитам, связанным с приобретением инвестиционных активов;
-списание на расходы материалов по подложным документам.
Налоговая оптимизация может быть определена как использование пробелов в законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей, а также использование различных вариантов оценки и учёта имущества, обязательств, доходов и расходов [7].
Примером налоговой оптимизации можно считать использование в налоговом учёте линейного и нелинейного способов начисления амортизация по основным средствам [1].
Нелинейный способ (соответствует способу уменьшаемого остатка в бухгалтерском учёте) является ускоренным способом начисления амортизации.
При использовании налоговой оптимизации важно грамотно строить учётную политику для бухгалтерского учёта и налогообложения, в рамках законодательно разрешённых способов учёта и оценки [3]. Между тем грань между ними является весьма тонкой. В соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» рассматриваются возможности исправления ошибок. Необходимо отметить, что исправление ошибок в финансовой деятельности компании должно осуществляться в бухгалтерском учет и с точки зрения стратегического налогового планирования[2].
Усиление налогового бремени влияет на численность налоговых правонарушений. Оптимизация налоговой нагрузки компании осуществляется в рамках предусмотренного законодательства. Уменьшение налоговых правонарушений зависит от их раскрываемости, политики государства в области налогообложения и усиления социальной ответственности современного бизнеса.
3. Взаимосвязь управленческого учета и налогового планирования
Два вида учета, а именно налоговый и финансовый, являются обязательными в силу законодательства РФ, тогда как система управленческого учета не является обязательной к применению.
Прерогатива управленческого учета - определение фактических затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг; расходов и доходов предприятия, их прогнозирование с целью выявления плановых финансовых результатов. Важным аспектом управленческого учета выступает его способность планировать объемы производства и продаж, эффективность инвестиций в различные сферы деятельности и т. д. [6].
Финансовый и налоговый учет направлены только на отражение свершившихся фактов хозяйственной деятельности, выявление финансовых результатов, при этом они не предусматривают составление планов или смет. Однако есть возможность комбинирования управленческого и налогового учета для целей налогового планирования и оптимизации налогообложения. В этом случае у предприятия будет возможность постоянного мониторинга налоговых обязательств и пути их сокращения, что позволит законным способом минимизировать налоговую базу и, как следствие, суммы налоговых платежей. Организация такой системы, разумеется, требует больших трудозатрат, но отдача от ее функционирования будет в разы больше.
Если обратиться к вопросу о способах ведения финансового, управленческого и налогового учета и их документальном закреплении, стоит отметить, что для целей финансового и управленческого учета в организации необходимо разрабатывать и утверждать ежегодно учетную политику, тогда как управленческий учет, в силу своей необязательности применения, не нуждается в подобной регламентации [7]. Итак, учетная политика организации для целей налогообложения представляет собой принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наиболее эффективного функционирования всего предприятия в целом (для полного и достоверного отражения информации о затратах, доходах, финансовых результатах и прочих объектов, для своевременного представления отчетности в контролирующие органы, оптимизации расходов, анализа и прогнозирования дальнейшего финансового состояния предприятия) необходимо одновременное применение и функционирование всех трех составляющих: финансового, управленческого и налогового учета.
Заключение
В данной работе рассматривается сравнительная характеристика системы финансового, управленческого и налогового учета, их взаимосвязь, необходимость применения, пользователи информации, объекты учета, обязательность ведения и законодательное регулирование. В современных условиях хозяйствования руководство множества экономических субъектов заинтересовано в грамотной организации бухгалтерского учета, так как от этого зависит общее финансовое положение предприятия, результаты деятельности, выраженные в получении прибыли или убытка, эффективное использование ресурсов, финансовое прогнозирование и т. д.
Бухгалтерский учет является сложной и взаимосвязанной системой, в которую входят три подсистемы: финансовый, управленческий и налоговый учет. Последний ведется параллельно с финансовым и необходим для учета в целях налогообложения. Финансовый и управленческий учет направлены на получение информации об общем финансовом положении предприятия, а также принятие управленческих решений. Финансовый и налоговый учет направлены только на отражение свершившихся фактов хозяйственной деятельности, выявление финансовых результатов, при этом они не предусматривают составление планов или смет. Однако есть возможность комбинирования управленческого и налогового учета для целей налогового планирования и оптимизации налогообложения. В этом случае у предприятия будет возможность постоянного мониторинга налоговых обязательств и путей их сокращения, что позволит законным способом минимизировать налоговую базу, и, как следствие, суммы налоговых платежей. Организация такой системы, разумеется, требует больших трудозатрат, но отдача от ее функционирования будет в разы больше.
Список литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
2.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011. № 339-ФЗ)
3.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ред. от 04.11.2014)
4.Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», от 06.10.2008. № 106н (в ред. от 18.12.2012. № 164н).
5.Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России от 29.12.1997.
6.Беляева Г.В. Инструментарий активизации менеджмент-процессов промышленных организаций / Г.В. Беляева, М.М. Пухова. - Воронеж : ЦНТИ, 2012. - 268 с.
7.Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие / О.Б. Вахрушева. - Москва : Дашков и К, 2012. - 252 с.
8.Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, 8-е изд, испр. М.: Омега-Л, 2010. 570 с.
9.Девятаева Н. В., Свешникова О. Н. Генезис бухгалтерского баланса современной России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. № 6 (32). С. 9-14.
10.Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
11.Карпова Т.П. Управленческий учет : учебник для вузов / Т.П. Карпова. - Москва: Юнити-Дана, 2004. - 354 с.
12.Кондраков Н. П. Бухгалтерский (фин- нансовый, управленческий) учет: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Проспект, 2012. 504 с.
13.Михайлова Д. В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. № 4. С. 125-127.
14.Пухова М.М. Система процессного подхода в управлении предпринимательской деятельностью / М.М. Пухова // Молодежь и наука: реальность и будущее : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. - Невинномысск : НИЭ-УП, 2010. - Т. IV. - С. 343-345.
15.Смагина А. Ю. Актуальные проблемы организации налогового учета на предприятии // Тренды развития современного общества : управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты [текст]: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции (17-19 сентября 2014 года), редкол.: Горохов А. А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014.359 с. С. 277-283.
16.Тямусев Д. И. Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С.102-104.
17.Шнайдер В. В. Объективноориентированный подход к формированию управленческого учёта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 62-64.