логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Монография «Логико-семантические модели в психологии и их приложение»

 2017-11-28 14:24:13 
Размер: 1.3 MB 
Скачано: 0 раз

Монография «Логико-семантические модели в психологии и их приложение»

Автор: Чечулин В. Л.

Источник - Библиотека ПГНИУ
Объем - 142 страницы
Год издания - 2015

Описание

В книге описана объединяющая связь гносеологических оснований в психологии,— единство логико-семантической структуры отражения действительности в сознании человека, проявляющейся в различных психологических теориях. Посредством гносеологических и онтологических оснований проведена классификация психологических теорий. Указаны примеры приложения к практике общей логикосемантической структуры отражения в полных психологических теориях.
В первой части работы описаны методологические основания, выделена структура отражения действительности, указаны её свойства (в т. ч. теорема об общей области ценностных представлений на высшем, 6-м, уровне отражения), пояснена причина кризисов развития, как децентрация (ориентация на внешнее), в отличие от конструктивной самоприменимой линии развития.
Во второй части на основании выделенных единых логико-семантических оснований (гносеологической структуры отражения и онтологического устройства человека) проанализированы различные психологические теории развития личности; анализ этих теорий ещё раз подтверждает единство гносеологических оснований в психологии; указаны линии развития человека в разных теориях, приведена классификация психологических теорий.
В третьей части описаны приложения указанных закономерностей к структурированию методики преподавания различных предметов, к обоснованию методики вторичной социализации дезадаптированных подростков, к анализу долгосрочных целей государственной идеологии, а также к некоторым иным предметным областям.
В четвёртую часть вынесены дополнительные описания приложения гносеологических и онтологических структур.
Книга предназначена для специалистов по психологии и управлению, научных работников, аспирантов, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется современным состоянием психологической науки.

Содержание

Предисловие...............................................................................................................................6
Часть 1. Методологические основания ...................................................................................7
Глава 1. Онтологические основания ...............................................................................7
§1. Онтологические основания....................................................................................7
§2. Ещё о трёхчастности онтологических оснований ...............................................8
Глава 2. Гносеологические основания ............................................................................9
§3. Гносеологическая структура отражения...............................................................9
§4. Неалгоритмизуемость отражения........................................................................10
§5. Теорема о неалгоритмизуемости отражения (познания) ..................................11
§6. Уровни самоосознания человека .........................................................................14
Глава 3. Аксиологические основания............................................................................15
§7. Система ценностей (потребностей).....................................................................15
§8. Связь с гносеологическими и онтологическими основаниями ........................15
Глава 4. Гносеологические основания и история психологии....................................17
§9. Схема рассуждений ..............................................................................................17
§10. Историческое усложнение представлений о детстве ......................................17
§11. Связь со структурой отражения действительности.........................................23
Глава 5. Гносеологические основания и кризисы развития........................................26
§12. Кризисы развития ...............................................................................................26
§13. Непреодоление кризисов развития и отклоняющееся поведение..................26
Глава 6. Преодоление кризисов развития .....................................................................30
§14. Копирование информации и кризисы развития...............................................30
§15. Преодоление (недопущение) кризисов развития.............................................31
Глава 7. Методологические итоги .................................................................................35
§16. Непредикативность познания ............................................................................35
§17. Онтологическое строение человека ..................................................................36
§18. Методологические итоги....................................................................................37
Часть 2. Объединяющее свойство гносеологических оснований, структура теорий .......40
Глава 8. Гносеологические основания и возрастная психология...............................40
§19. Особое место гносеологических оснований при описании психологических теорий...........................................................................................................................40
§20. Выбор теорий для описания...............................................................................41
Глава 9. Гносеологические основания и теории развития личности .........................42
§21. Теория кризисов Выготского и её дополнения................................................42
§22. Теория деятельности (Эльконин и другие) ......................................................46
§23. Уровни нравственного развития по Кольбергу................................................49
§24. Теория Пиаже ......................................................................................................53
§25. Теория Фромма ...................................................................................................54
§26. Теория Олпорта...................................................................................................57
§27. Теория потребностей (нужд) Маслоу ...............................................................59
§28. Теория Фрейда ....................................................................................................61
§29. Теория Эриксона.................................................................................................65
§30. Теория Бёрна .......................................................................................................66
§31. Аскетические теории отклоняющегося поведения..........................................68
Глава 10. Сопоставление психологических теорий.....................................................71
§32. Обобщающая таблица теорий............................................................................71
§33. Онтологическая классификация теорий ...........................................................71
§34. Ограничения взаимопонимания ........................................................................73
§35. Итог главы...........................................................................................................74
Часть 3. Приложения структур (моделей) к практике .........................................................75
Глава 11. Вторичная социализация несовершеннолетних ..........................................75
§36. Схема рассуждений ............................................................................................75
§37. Психологические основания методики.............................................................76
§38. Вторичная адаптация подростков .....................................................................77
§39. О применении принудительных мер воспитательного воздействия .............82
§40. Итоги главы.........................................................................................................85
Глава 12. Структурирование политических целей.......................................................86
§41. Схема рассуждений ............................................................................................86
§42. Структура поведения..........................................................................................86
§43. Пример анализа целей политики (Китай).........................................................88
§44. Пример анализа политической структуры (СССР) .........................................90
§45. Пример анализа политических целей (Запад)..................................................92
§46. Материальное основание различий политических целей ...............................93
§47. Итоги главы.........................................................................................................94
Глава 13. Структура деятельности и организаций.......................................................95
§48. Вертикальная структура экономических субъектов........................................95
§49. Структура системы образования .......................................................................96
§50. Стадии научно-производственного цикла........................................................98
§51. Уровни обработки информации в системах АСУП, АСУТП.......................100
§52. Онтологические уровни деятельности............................................................101
§53. Единство вертикальной структуры экономических субъектов....................104
§54. Итог главы.........................................................................................................106
Часть 4. Дополнения .............................................................................................................107
Глава 14. Структурные основания методики преподавания.....................................107
§55. Уровни возрастных понятий в математике ....................................................107
§56. Уровни возрастных понятий в естественных науках ....................................108
§57. Уровни возрастных понятий в изучении родной литературы......................108
§58. Уровни возрастных понятий в изучении родного языка ..............................109
§59. Уровни возрастных понятий в изучении информатики ................................110
§60. Особенности организации воспитания и обучения по возрастам................110
§61. Итог главы.........................................................................................................111
Глава 15. Структура псевдоэкономического поведения ...........................................112
§62. Психологический анализ предпосылок капитализма....................................112
§63. Около теоремы Коуза .......................................................................................113
§64. Структура псевдоэкономического поведения................................................115
§65. Итог главы.........................................................................................................116
Глава 16. Особенности структуры системы права.....................................................118
§66. Непредикативные основания права ................................................................118
§67. Неполнота судебно-правовой системы...........................................................120
§68. Итог главы.........................................................................................................121
Глава 17. Онтологическая структура в древних текстах...........................................122
§69. Древние представления об онтологии ............................................................122
§70. Онтологические уровни творения человека...................................................123
Заключение ............................................................................................................................127
Послесловие ...........................................................................................................................128
Cписок литературы ...............................................................................................................129
Указатель имён ......................................................................................................................140
Предметный указатель