логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Теоретические основы использования педагогической ситуации

 2016-09-06 12:27:18 
Просмотров:  23  

Выпускной проект по дисциплине «Педагогика»
Тема: Теоретические основы использования педагогической ситуации как педагогического средства формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Объем - 25 страниц
Год защиты - 2014

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста методом педагогической ситуации
1.1. Становление коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте
1.2.Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Педагогическая ситуация как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Выводы
Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что именно дошкольный возраст самый ответственный период в жизни человека тот, когда человек начинает формироваться как личность. В дошкольный период происходит интенсивное развитие всех психических процессов, определенных свойств личности: ребенок дошкольного возраста начинает активно усваивать широкий спектр различных видов практической деятельности. Именно на этапе дошкольного детства у ребенка происходит развитие такого качества, как самосознание, начинает формироваться самооценка. Поэтому наиболее важным является проблема развития коммуникативных умений старших дошкольников. Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Коммуникативные умения и способности включают в себя желание и стремление вступать в коммуникативный контакт, умение организовать общение, а также знание норм и правил при общении.
Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача.
Однако формирование коммуникативных умений и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов (воспитателей ДОУ), психологов, специалистов детского сада. Так же следует отметить, что в новых Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) - «ФГТ» раздел «развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация» - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
Ведущие специалисты по проблеме взаимоотношений А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, и другие, рассматривали их как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Кроме того, взаимоотношения на данном этапе развития личности ребенка, является одним из важнейших компонентов развития личности, как отмечается в работах А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Однако, на сегодняшний день, проблема использования специально созданных педагогических ситуаций как средства развития коммуникативных умений дошкольников является мало изученной. Педагоги испытывают трудности при планировании, организации ситуаций общения с детьми, отборе средств и методов при их проведении.
Цель работы – теоретически обосновать влияние педагогической ситуации на процесс формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
-Провести теоретический анализ особенностей формирования коммуникативных умений старших дошкольников;
-Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению сформированности коммуникативных умений старших дошкольников;
-Сформулировать выводы по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования;
-Разработать проект по формированию коммуникативных умений старших дошкольников с использованием педагогических ситуаций.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогическая ситуация, как средство формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, систематизация, обобщение фактов, системный подход к раскрытию сущности проблемы и формированию понятийно-категориального аппарата исследования.