логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры

 2017-09-08 07:38:21 
Просмотров:  64  

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

Тема: Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры

Объем - 14 страниц
Год защиты - 2016

Содержание

Введение
Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования: Физическая культура всегда была и остается одной из главных составляющих культуры общества в целом. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач. Не будет преувеличением утверждать, что учитель физической культуры имеет едва ли не самые широкие возможности и условия для воспитательного воздействия по сравнению с преподавателями других учебных дисциплин.
На современном этапе развития педагогики одно из первых мест занимает вопрос о состоянии профессиональной подготовки учителя физической культуры, эффективность которой зависит как от приобретения практических умений и навыков, так и четко организованной структуры полученных знаний. Профессионализм педагога - это умение работать так, чтобы сформировать прочный познавательный интерес к своему предмету благодаря высокому профессионализму и глубоким знаниям.
Анализ психолого-педагогической показывает, что профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается из профессионального мировоззрения, мастерства и поведения, в совокупности способствующих достижению позитивного результата. Деятельность преподавателя физической культуры достаточно специфична, поскольку объект педагогической деятельности- развивающаяся личность -является одновременно субъектом, участником процесса воспитания.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения существования объективных нижеперечисленных противоречий:
1. На социально- практическом уровне выявлено противоречие между социальным заказом общества на сохранение, совершенствование здоровья подрастающего поколения и слабой подготовкой выпускников педагогических ВУЗов по организации и осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
2. На научно-методическом уровне противоречие состоит в том, что в свете развития системы физического воспитания остро стоит вопрос о модернизации методики проведения урока физкультуры, при этом отсутствуют четкие целевые установки со стороны преподавателя физической культуры.
Выявленные противоречия позволили сформулировать актуальные проблемы в подготовке учителей физкультуры, заключающиеся несоответствии реальной потребности в кадрах и деятельности по их подготовке, в повышении низкого уровня организации профориентационной работы, в совершенствовании теории и практики проведения урока физической культуры.
Цель исследования: на основании учебной и научной литературы определение компетентностей, знаний, умений и навыков для профессии преподавателя физической культуры
Задачи исследования:
1. Изучить научную и учебную литературы по данной проблеме,
2. Рассмотреть понятие профессиональной компетентности на основании компетентностного подхода,
3. Выявить ключевые знания, умения и навыки для профессии преподавателя физической культуры
Практическая значимость исследования: результаты изучения темы могут быть использованы при обучении предмету «Физическая культура»
Научная новизна исследования: выявление, анализ и обобщение современных требований к профессиональной деятельности преподавателя физической культуры на данный конкретный момент времени.
Проведя анализ состояния специальной литературы, можно отметить, отдельные вопросы, касающиеся темы работы, рассматривали М.Г. Егоров, B.И. Кашницкий, Ю.В. Койнова, Т.А. Маркина, C.B. Мелешина, Д.Ю. Осягин, Н.В. Яковлева.
При написании работы были использованы такие общенаучные методы как анализ научной и учебной литературы, терминологический, исторический.

Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры

Решающей фигурой всей системы образования является преподаватель. Авторитет любого как школьного, так и вузовского предмета находится в руках преподавателя, не составляет исключения и авторитет предмета «Физическая культура» в любом учебном заведении.
Современное педагогическое образование строит своеобразную модель преподавателя физической культуры, потому что педагогическая деятельность по обучению физкультуре имеет свою специфику. Также не нужно забывать, что по существующим нормативным документам учитель физической культуры должен быть готов к осуществлению учебно-воспитательной, социально- педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Проанализируем некоторые особенности, предъявляемые сегодня к учителю физической культуры. Часто в советской педагогике составлялись так называемые профессиограммы учителя, куда входил перечень обязательных качеств и требований, предъявляемых личности педагога, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.
Сегодня в современной педагогике для характеристики профессиональных качеств любой профессии понятие профессиограмма можно использовать в несколько другом значении- в значении своеобразного эталона, модели учителя, преподавателя, педагога, некоего образца, где представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; а также знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. Сегодня профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.
Профессиограмму педагога физической культуры можно раскрыть на основании компетентностного подхода. Понятие профессиональной компетентности преподавателя можно определить как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих составляющие его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей и педагогического сознания. Все названные составляющие переплетаются между собой и образуют сложную структуру, которая формируют «идеальную модель» специалиста, определяют его личностно характеристику. Компетентность может быть оценена только в ходе профессиональной деятельности и только в рамках конкретной профессии. [5]
Профессиональные компетенции педагога рассматриваются в современной педагогике многими специалистами, например, Г.М. Коджаспировой, Т.Е. Егоровой, Т.А. Маркина. Проведя некоторый анализ, представим ведущие комптетенции, на которые указывают в основном все авторы. Они могут называться по-разному, но так или иначе акцентируют внимание на тех свойствах личности, которые представлены ниже.
Как правило, на первое место в осуществлении педагогической деятельности все специалисты ставят психологическую компетентность- это своеобразный психологический или можно сказать личностный инструмент специалиста, позволяющий педагогу знать особенности своей личности, свои сильные и слабые стороны, адекватно себя оценивать. Также педагог должен знать своих учеников, понимать их возрастные, индивидуальные особенности, использовать эти знания в процессе налаживания взаимодействий с учащимися.
Психологическая компетентность состоит, таким образом, в совокупности психологических знаний о человеке как индивиде. Педагог должен бережно относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность.
Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния.
Педагог должен владеть также совокупностью приемов и умений личного воздействия на ученика. Такое умение исследователи называют «педагогической техникой, которое заключается в умении педагогического общения, в эмоциональной эмпатии (отзывчивости); в выразительном показании чувств и отношений с помощью мимики и жестов, умении видеть себя со стороны.
Познавательная, или по- другому гносеологическая компетентность педагога в том, чтоб знать содержание своего учебного предмета, закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознание педагога. Она включает умения исследования и диагностики отдельных учащихся и коллектива в целом, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности, и, безусловно, самого себя как субъекта педагогической деятельности. [3, С.1375]
Также познание предполагает владение педагогом основами теории физического воспитания, культурно-исторических основ физической культуры и спорта, основами знаний олимпийского движения, знаниями медико-биологических основ двигательной деятельности.
Актуальна на сегодня и управленческая компетентность учителя физической культуры. Она сводится к умению организовать учебно-воспитательный процесса физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении. Свое поведение преподаватель строит, исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия.
Профессия педагога в целом и преподавателя физической культуры в частности относится к профессиям так называемой повышенной речевой ответственности. Особенность их в том, что здесь обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность. Профессиональная речь педагога- преподавателя имеет свои особенности, связанные с координацией речи зачастую в движении, важностью действенности слов педагога-тренера, лаконизма и четкости речи. для работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона важно активно пользоваться невербальными средствами общения.
Также речевое общение педагога предполагает профессиональное умение общаться как с классом школьников или группой студентов, или со спортивной группой школьников на занятиях, например, в спортивных секциях, так и с большими коллективами при проведении больших массовых спортивных мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками и их родителями, с коллегами и руководством школы, общественными организациями. [2, С.11]
С решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации для творческой инновационной деятельности связана исследовательская компетентность преподавателя физкультуры. Она проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать опытные методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, организовывать собственную исследовательскую деятельность.
Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря насыщенности занятий разнообразными движениями педагогу необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки учащихся. Не следует забывать и про такой участок работы преподавателя физкультуры, как изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики, что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. [6, С. 277]
Таким образом, в российской педагогике для характеристики профессиональной деятельности педагога активно используется понятие профессиональной компетентности, определяемой как уровень владения социальным опытом и способностями личности, включая совокупность качеств, обеспечивающих эффективное управление педагогическим процессом, достижение оптимальных результатов в физической подготовленности и совершенствование личности учащегося.
Профессиональные компетентности преподавателя физкультуры не должны быть статичными, они обязательно должны развиваться и совершенствоваться. Например, преподаватель обязательно должен заниматься исследовательской и инновационной деятельностью, осваивать новые педагогические технологии, в том числе актуальные в современной школе интерактивные технологии, выступать на научно-практических конференциях, писать статьи и методические разработки. Обязательно должен поддерживать хорошей физическую форму и совершенствовать свои физических качества и двигательные навыки, а также регулярно посещать курсы повышения квалификации.
Надо сказать, что вопросы повышения квалификации в профессиональной деятельности российского педагога всегда занимали ведущее место, что подтверждается исследованием о том, какие формы повышения своего профессионального уровня предпочитают педагогами. Исследование проводилось с привлечением 86 преподавателей физической культуры, где выявлено, что они отдают предпочтение специальной курсовой подготовке - курсам повышения квалификации (73,6%), очно-заочной форме обучения (36,4%), обмену опытом работы (40,3%) и самообразованию (31,2%). Результаты представлены ниже, в таблице 1.

№ ппВид (форма) повышения уровня профессионализма% от числа опрошенных
1Курсы повышения квалификации73, 6
2Заочное обучение17,2
3Семинары, круглые столы, научные конференции36,4
4Индивидуально-консультативная подготовка13,8
5Обмен опытом, изучение инновационных проектов40, 3
6Самостоятельная работа31,2

Таблица 1. Предпочтительные формы повышения профессионализма педагога [1, С.27]

В любом случае, профессиональная деятельность преподавателя физической культуры - это специализированный педагогический процесс, и его содержание направлено:
- на усвоение учениками системы теоретических знаний о ценностях физкультуры и возможностью их использования в своей жизни;
- овладение практическими умениями и навыками двигательной подготовленности и активности;
-физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья учеников,
-формирование физической культуры личности. [8, С.71]
Труд специалиста по физкультуре всегда носит творческий характер. Это значит, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен при этом уметь различную степень подготовленности учащихся, их возраст, способности, возможности. Творческий характер его труда заключается в том, что он должен быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовывать людей и руководить ими в сложных ситуациях. Современный преподаватель должен быть не просто источником определенных знаний, а профессионалом, который может с достоинством и честью выйти из любого положения.[7, С.34]
Фундамент педагогического мастерства педагога физической культуры составляет знание учебного предмета, его истории, теорий, методик и современной практики. Знание предмета изнутри, основанное на высоком личном опыте, представляет базу для творческих проявлений преподавателя как в области изучаемой дисциплины, так и в методике ее преподавания.
Важную роль играют педагогические способности будущих учителей физической культуры, некоторые черты характера и свойства темперамента, которые способствуют дальнейшему изучению теории и совершенствованию практики профориентации и профессионального отбора молодежи на педагогическую профессию.
Таким образом, профессиограма как показатель квалификация педагога физической культуры складывается из органического единства разносторонних научных знаний, умений, навыков и практического опыта работы.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога. Профессия преподавателя всегда считалась очень ответственной и сложной, так как объектом деятельности учителя является растущий человек со сложным, неповторимым в своих индивидуальных особенностях, многообразным и изменчивым миром.

Заключение

Профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается в совокупности из профессионального мировоззрения, мастерства и поведения. Глубокие знания психологии, педагогики, физиологии ребенка являются основой любой педагогической профессии.
Понятие профессиональной компетентности педагога можно определить как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей и педагогического сознания, образующих профессионально-педагогическую компетентность преподавателя физической культуры.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессионально важные умения и навыки преподавателя физической культуры можно охарактеризовать так: хорошо развитая двигательная и функциональная подготовленность; творческие способности и развитое логическое мышление; комплекс сформированных личностных качеств; знание моральных и социальных норм поведения; умение оперировать вербальными понятиями; высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей; эмоциональная устойчивость; способность к сопереживанию, справедливость, доброта, ответственность, терпеливость.
Реализовать свои педагогические возможности можно лишь в том случае, если кроме полученного образования человек выбирает специальность, соответствующую его врожденным и социально обусловленным данным. В силу множества обстоятельств молодые люди иногда затрудняются выбрать единственно правильный путь в сложном мире современных профессий. Это касается и профессии педагога физической культуры, которая играет важную социальную роль в любом обществе.

Список использованных источников

1.Багаутдинов З.М. Концептуальная модель развития профессионализма учителя физической культуры// Мир науки, культуры, образования.-2015.- № 1.-С. 27-31.
2.Востриков В.А. Общая характеристика и основные направления деятельности преподавателя физической культуры//Среднее профессиональное образование.- 2013.-№ 3.- С. 11-14.
3.Гутко А.В. Психологическая компетентность в структуре профееиональной подготовки будущего педагога//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2011.-№ 2.-С. 1375-1377.
4.Котова Е.В. К вопросу о современном состоянии профессиональной подготовки учителя физической культуры: Статья. [Электронный ресурс]//Электронное издание.- Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст. http://window.edu.ru/resource/118/80118/files/ulspu_sbornik_2011.pdf
5.Кузнецова Н.А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры: Статья. [Электронный ресурс]//Электронное издание.- Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст. http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-5.pdf
6.Прохорова О. Б., Гердт Н. А. Организация образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода// Инновационные педагогические технологии: Материалы научной конференции. - Казань, 2014. - 404 с.- С. 277-279.
7.Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н, Алексеева Е.Н. О профессиональной деятельности учителя физической культуры//Научно-исследовательские публикации- 2014.-№ 9.-С.33-37.
8.Физическая культура: Учебник/ Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.-224 с.