логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Плюсы и минусы массовой культуры

 2016-05-12 07:18:31 
Просмотров:  185  

Эссе по Культурологии
Тема: Плюсы и минусы массовой культуры
Объем - 4 страницы
Год защиты - 2016

Плюсы и минусы массовой культуры

Нам не нужна великая, безупречная литература. Нам нужна посредственность. Барахло, хлам, массовый товар. Все больше и больше. Все более толстые книги ни о чем. В счет идет лишь проданная бумага, а не слова, которые на ней напечатаны. Вальтер Моэрс. Город Мечтающих Книг

Возникшее в 18-19 вв. представление о творческой «элите» (незначительной части общества) породило и понятие массовой культуры, как культуры широкого круга, основной части населения. В настоящее время под массовой культурой (популярной культурой, поп-культурой) в основном понимают культуру быта, развлечений и информации, преобладающую в обществе.
Можно говорить о том, что массовая культура, как и любое социальное явление, имеет положительные и отрицательные стороны.
Так, массовая культура охватывает значительную часть населения, предлагая нечто интересное и привлекательное всем без различия пола, возраста, интересов, нации, класса, уровня бедности или богатства. Однако, за такой массовостью теряется глубина, ведь для того, чтобы быть понятным многим, искусство должно быть достаточно простым, схематичным.
Ориентированная на «среднюю языковую группу» массовая культура, обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории и понятна многим. При этом она не способна насытить более сложные личности, находящиеся за пределами массы среднестатистических «обывателей».
В качестве плюса можно отметить, что массовая культура в детском воспитании в той или иной мере и в том или ином качестве (детская литература и мультипликация, игры и игрушки, детские кружки и лагеря, искусство и творчество), но доступна многим. Но при этом она способствует не индивидуальному, а стандартизированному воспитанию, производя не уникальную личность, а «массового человека».
Массовая культура актуальна каждый день, она поднимает вопросы первостепенной важности «здесь и сейчас». Именно поэтому она понятна и близка широкому кругу потребителя. Однако такая «сиюминутность» способствует упрощению сложной системы человеческих, извечных, всемирных ценностей, значительно сужая и обедняя духовный мир человека.
Массовая культура дает представление об окружающей реальности, но при этом оно весьма поверхностное, не дает понимания глубинных процессов (в отношениях, развитии личности и т.д.).
Массовая культура дает возможность выстраивать в рамках государства столь важную систему, как патриотическое воспитание. Но при этом она может и манипулировать сознанием, зомбировать население. Она может создавать психологический контроль над умами масс и закладывать в умы не только положительные, но и весьма радикальные модели мышления и поведения.
Массовая культура может сделать значительный вклад в пропаганду здорового образа жизни (вовлечение в разные виды спорта), безопасности (контрацепция, системы защиты, сфера медицинских услуг), социально значимой деятельности (волонтерство, благотворительность). Но при этом главной целью массовой культуры все равно будет оставаться экономическая: стимулирование массового потребительского спроса. Поэтому в равной степени и с равным энтузиазмом она может пропагандировать также и алкоголь, курение и азартные игры.
Положительной характеристикой массовой культуры можно отметить то, что свойственные для нее легкие жанры дают возможность отдохнуть, расслабиться и повеселиться. А учитывая активный темп современной это очень важно. С другой стороны, массовая культура не предлагает труда для ума, интеллектуального и творческого удовлетворения – она нацелена не на созидание или активное включение человека в деятельность, а на пассивное потребление.
Массовая культура в современном мире, где в семьях часто работаю оба родителя, выполняет важную функцию социализации личности и приобщения ее к культуре. Эта функция порождена объективными процессами экономической и социокультурной трансформации общества. На обратной стороне этой «медали» находится «инфантилизация» массовой культуры»: взрослая культура, по сути, является видоизмененной, оптимизированной под вкусы и интересы взрослого потребителя детской субкультуры.
В своей повторяемости массовая культура имеет глубинное родство с мифом, пусть незатейливым способом, но знакомящая широкую массу населения с этим искусством. Однако, к сожалению, часто даже упрощенный глубинный смысл не доступен массовому пониманию.
Развлекательный характер массовой культуры дает возможность компенсировать присутствующий в современной жизни современного человека эмоциональный дефицит. Но при этом она подменяет собою живое общение, изолирует людей, ликвидирует развитие их коммуникативных навыков (особенно это ощутимо среди молодежи).
Эмоциональная разрядка и игра воображения, присутствующие в массовой культуре, уводят человека в мир грез и иллюзий, дает ощущение простого и понятного миропорядка, в котором возможны чудеса, формирует оптимистичный настрой. Но при этом она переключает внимание людей с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, с реальной на иллюзорную оценку окружающей действительности.
Массовая культура сегодня имеет доступ практически к любому уголку мира, позволяя человеку оставаться на связи всегда и везде. Но при этом человек становится «пленником» этой культуры, формируется его зависимость. В настоящее время уже научно обоснованы массовые психологические отклонения, связанные с развитием массовой культуры (например, зависимость от сэлфи).
Несомненным положительным моментом массовой культуры является то, что благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность: художественные фильмы и спектакли, литература, живопись, скульптура, фотография, опера и балет.
При этом есть ряд ничем не компенсируемых негативных аспектов массовой культуры: она формирует стереотипное, «клиповое мышление» у подрастающего поколения, создавая, таким образом, человека, заимствующего мысли и образцы поведения из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов; в рамках массовой культуры человек перестает быть собой и становится частью массы, заражаясь коллективным настроением.
Кроме того, массовая культура через средства массовой информации формирует общественное мнение в интересах конкретного заказчика. «Облегченный» формат дает потребителю уже готовый продукт, над которым не надо раздумывать и формировать свою позицию и свое личное мнение.
Таким образом, можно сказать, что массовая культура – явление не однозначно плохое или однозначно хорошее. Оно становится таким, каким мы готовы его воспринимать.