Курсовая работа по дисциплине «Журналистика»
Тема: Особенности военно-политического очерка как жанра художественной публицистики (на материалах газеты «Звезда» за 1941-45 гг.)
Объем - 41 страница
Год защиты - 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Военно-политический очерк как жанр художественной публицистики
1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка
1.2. Структурная организация очерка
1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
Глава 2 ОЧЕРКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (на материалах газеты «Звезда» за 1941-1945 гг.)
2.1. Очерки, посвященные борьбе советских воинов с фашистскими захватчиками
2.2. Очерки о трудовом фронте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) всегда привлекала к себе внимание исследователей. Десятки имен, сотни книг, тысячи статей. Историческая необходимость усвоения уроков войны, память о павших на полях боев не давали иссякнуть потоку литературы войны и о войне. Неоднократно поднимались вопросы, затрагивающие как художественную литературу военных и послевоенных лет, так и публицистику.
Фронтовой печати посвящена работа С. Жукова (Жуков 1968), в ней автор говорит о печати в целом, отдельные издания охарактеризованы бегло, без учета деятельности особенностей каждого из них. В 1980-е годы наблюдается заметное смещение исследовательских интересов в сторону публицистики. В 1980 году выходит монография известного исследователя советской журналистики А. Мишуриса «Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны» (Мишурис 1990). Следом за этим появляется работа Н. Попова и Н. Горохова, посвященная обзору советской военной печати в целом (Попов Н., Горохов Н. 1981). Исследователи дают полную картину всех печатных изданий, раскрывают их функции, направленность, но роль каждого из этих изданий с точки зрения их тематики, жанровой специфики не выявлена из-за обширности исследуемого материала.
В 1990-е годы на фоне общего снижения интереса к литературе советской эпохи резко сокращается количество исследований об изучаемом нами периоде. Частичное возвращение интереса к литературе военных лет начинается лишь в начале нынешнего столетия. Интересную работу, посвященную динамике жанровых форм очерка на страницах главной военной газеты страны «Красная звезда», предлагает тюменский исследователь С. Потрепалова (Потрепалова 2000).
Война сформировала особое сознание писателя и читателя, когда предельно сокращались дистанции между литературой и действительностью, героемпроизведения и читателем, участником событий, автором и его аудиторией, что привело к размыванию жанровых границ, к синкретизму форм, к исчезновению границ между газетами общеполитическими и профессиональными. Этот процесс остался за пределами внимания исследователей истории литературы.
Новизна исследования состоит в том, что данная работа фактически является первым специальным исследованием центральной военной газеты страны. Кроме того, ранее преимущественное внимание уделялось очеркам писательским. Тем самым пласт очерков, авторами которых являлись военные или гражданские, эпизодически публикующиеся, оказался малоисследованным. В этой работе подвергается анализу весь массив очерков, опубликованных в газете «Звезда» с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Актуальность данной работы определяется общими потребностями научного обобщения опыта отечественной литературы 20-го века и необходимостью ее системного изучения как единого целого без идеологических или видовых границ.
В работе Т. Казачковой (Казачкова 1979), делается вывод о ведущей роли путевого очерка во второй половине Великой Отечественной войны, и объясняется это наступательным ходом военных действий. Однако анализ соотношения очерков, опубликованных в «Звезде», показывает, что в 1943 году действительно произошел некоторый всплеск путевого очерка, что было связано с процессом освобождения городов. И все же ведущим оставался портретный очерк. Тщательный анализ очерков, опубликованных в «Звезде», подтверждает этот вывод.
В работах М. Черепахова (Черепахов 1966), И. Янской (Янская И., Кардин В. 1986), А. Тертычного (Тертычный 2001) описываются особенности документального и художественного очерков, но четкого разграничения между ними не проводится. Это породило существование неточных терминов и обозначений типа «художественно-документальная проза». Действительно, грань между ними чрезвычайно зыбка, например, в наличии или отсутствии образной системы и элементов художественного обобщения. Тем не менее, разница существует, и игнорировать ее нельзя.
Очерки, построенные на документальном материале, становились художественными под пером профессиональных писателей, ставших в то время военными корреспондентами. Необходимость соблюдения военной тайны ставила авторов в положение, когда приходилось лишать очерк присущих ему документальных точностей: имен, номеров частей, географических названий населенных пунктов. Материал становился неконкретным, больше похожим на художественный.
Проанализировать, что представлял собой художественно-политический очерк военных лет, как он менялся на страницах военного издания, как возрастала с течением времени роль авторского «я» в политическом очерке, то есть отразить динамику жанровых разновидностей художественного очерка в зависимости от конкретно-исторических условий и своеобразия подходов к материалу у разных авторов, является целью данного исследования.
Для достижения этой цели необходимо было решить несколько конкретных задач:
•осветить сущность и разновидности очерка;
•изучить особенности структурной организации очерков различных видов;
•описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика;
•изучить военно-политические очерки, опубликованные в газете «Звезда» с точки зрения их жанровых особенностей и наличия в них традиционного члененияочерковых произведений по проблематике и по предмету творческого осмысления.
Источником исследования послужили проблемные военно-политические очерки, опубликованные в газете «Звезда» за период 1941-1945 годов. Также при решении научной задачи мы придерживаемся принципа полноты отбора материала, сосредотачиваясь на материалах газеты «Звезда».
Выбор этого издания обусловлен тем фактором, что во время Великой Отечественной войны газета «Звезда» широко освещала события, происходящие в тылу, роль Урала в военной жизни страны. Журналисты рассказывали о героических подвигах военных.
В процессе историко-литературного анализа такого обширного материала, используются определения данные исследователями ранее и применяются к конкретной практике конкретной газеты.
Предметом исследования являются языковые и стилистические особенности военно-политического очерка, а объектом исследования – жанр «очерк».
Теоретическую базу данного исследования составили работы по проблемам жанра такого ученого, как И. Кузьмичев, по теории публицистики – работы Т. Беневоленской, В. Горохова, Н. Попова, М. Черепахова, по проблемам документального и художественного повествования – исследований И. Янской, А. Тертычного и других. За основу типологии очерка периода военных лет (1941-1945 гг.) мы берем классификации, разработанные И. Кузьмичевым, Н. Глушковым. Названные исследователи выделили очерк портретный, событийный, путевой и проблемный.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча¬стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.