логотип

Курсовая работа "Детские игры в процессе обучения (на примере уроков математики)"
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Гуманитарные https://ypa5.ru/biblioteka/gumanitarnye/kursovaya-rabota-detskie-igry-vКурсовая работа "Детские игры в процессе обучения (на примере уроков математики)"

Курсовая работа "Детские игры в процессе обучения (на примере уроков математики)"

 2020-11-26 16:22:27 
Просмотров:  60  

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»

Тема: Детские игры в процессе обучения (на примере уроков математики)

Оригинальность - 67% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 25 страниц
Год защиты - 2017

Содержание

Введение
Глава 1. Дидактические игры в учебной деятельности школьников
1.1. Понятие дидактической игры, ее основные характеристики
1.2. Особенности учебной деятельности в среднем звене школы
Глава 2. Методические основы использования дидактических игр в процессе обучения школьников на уроках математики
2.1. Роль дидактической игры в процессе усвоения математических знаний
2.2. Педагогические условия проведения дидактических игр на уроках математики
Заключеиие
Список использованной литературы

Введение

В современной системе образования все более значимыми становятся вопросы организации обучения школьников с использованием интересных, познавательных форм для достижения наибольшей продуктивности учебного процесса, в частности на уроках математики.
Одним из эффективных средств усвоения школьниками математических категорий является дидактическая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, творческих способностей учащихся.
Вопросы использования дидактической игры в процессе проведения уроков математики в среднем звене школы находят свое отражение в работах Е.А. Волохиной, Р.И. Жуковской, Е.А. Ивановой, В.Г. Коваленко, Т.В. Ситникова, Л. Чилингировой, И.В. Юкиной и др.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе обучения педагогу важно владеть умением заинтересовывать учеников, что становится возможным с помощью использования дидактических игр на уроках математики. Дидактические игры способствуют повышению познавательного интереса учащихся, развитиюих творческих способностей. Для того чтобы применение дидактических игр на уроках математики было эффективным, необходима грамотная организацияпедагогических условий по их применению, составлению сценариев, подбору заданий, соответствующих целям игры.

Объект исследования – дидактические игры в обучении.

Предмет исследования – особенности использования дидактических игр в процессе обучения школьников на уроках математики.

Цель исследования – изучить особенности использования дидактических игр в процессе обучения школьников на уроках математики.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие дидактической игры, ее основные характеристики.
2. Описать особенности учебной деятельности в среднем звене школы.
3. Изучить роль дидактической игры в обучении школьников математике.
4. Изучить педагогические условия проведения дидактических игр на уроках математики.

Методологическая основа исследования – положения культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, в частности положение о дидактической игре как благоприятной среде для зарождения познавательных сил школьника, как основе для преобразования игровых действий в умственные; подходы к использованию дидактической игры в процессе проведения уроков математики в среднем звене школы (Е.А. Волохина, Р.И. Жуковская, Е.А. Иванова, В.Г. Коваленко, Т.В. Ситников, Л. Чилингирова, И.В. Юкина и др.).

Методы исследования – обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы)

2.1. Роль дидактической игры в процессе усвоения математических знаний

Применение дидактических игр и разнообразных заданий выступает одним из эффективных методов обучения, активизирующих мышление школьников, стимулирующих их к самостоятельности. Возникновение и развитие интереса к урокам математики зависит в большей степени от методики ее преподавания, в связи с чем задача педагога – выстроить занятие таким образом, чтобы школьники работали увлеченно и активно, развивали любознательность, познавательный интерес [10].

Современная дидактика обращается к игровым формам обучения на занятиях, усматривая в них возможность эффективной организации взаимодействия  педагога  и учащихся с целью создания продуктивного общения между ними. Игра является и творчеством, и трудом. В процессе дидактической игры школьники вырабатывают привычку сосредотачиваться, размышлять, развивается внимание, стремиться  к разрешению поставленных задач. В процессе дидактических игр школьники не замечают, что учатся узнавать новый материал, запоминать новые сведения, ориентироваться в различных ситуациях, развивая творческую фантазию.

Включение дидактических игр в виде развивающих нестандартных заданий делает обучение интересным, занимательным, создает у школьников позитивное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения материала и учит преодолевать трудности. Разнообразные игровые ситуации, при помощи которых решаются умственные задачи, поддерживают интерес учащихся к урокам математики. При этом, педагогу важно помнить, что дидактическая игра не является самоцелью на уроке, а выступает одним из средств обучения и воспитания школьников [11].

Применение дидактических игр является эффективным средством обучения, развития школьников, благодаря разнообразным дидактическим материалам, игровым действиям, направляющим активность школьников к решению поставленных задач. Игровые формы создаются на уроках математики с помощью игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения, стимулирования школьников к творческой деятельности. Процесс реализации игровых приемов и ситуаций происходит в соответствии со следующими правилами:

- дидактические цели ставятся перед учащимися в форме игровых задач;

- деятельность школьников подчиняется определенным правилам игры;

- учебная деятельность становится соревновательной, благодаря игровым элементам;

- успешность выполнения заданий связывается с игровым результатом [9].

Использование дидактической игры на уроках математики состоит в том, что педагог формулирует учебную задачу, задает проблемную ситуацию, а школьники пытаются самостоятельно решить их.

Игровой замысел дидактической игры должен выражаться в ее названии. Он часто формулируется в виде вопроса или в виде загадки, придавая дидактической игре познавательный характер. Каждая дидактическая игра имеет свои правила, определяющие порядок действий и поведение школьников, способствующие созданию на уроке рабочей атмосферы. В связи с чем, правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и возрастных особенностей школьников. Так создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, находчивости учащихся. Игровые правила воспитывают умение школьников управлять своими эмоциями и  поведением, учитывать  коллектив. Существенной характеристикой дидактической игры являются игровые действия, способствующие познавательной активности школьников, предоставляющие им возможность проявить свои способности, знания, умения и навыки для достижения цели игры. Педагог направляет игру в нужное дидактическое русло, активизируя ее ход разнообразными приемами, поддерживая интерес к игре.

Основой дидактической игры является познавательное содержание, которое заключается в усвоении тех знаний и умений, применяющихся при решении учебных задач, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, интерактивных досок, плакатов, карточек, различных моделей, раздаточных материалов. Дидактическая игра имеет определенный результат, являющийся финалом игры и придающий игре законченность. Результат выступает в форме решения поставленных задач и дает учащимся моральное и умственное удовлетворение, а для педагога результат игры является показателем уровня достижений учащихся [17].

Все структурные элементы дидактической игры связаны между собой. При подготовке к уроку математики с использованием дидактических игр, необходимо составить сценарий игр, указать временные рамки игр, учесть уровень знаний и возрастные особенности школьников. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повысят эффективность игры и приведут к желаемому результату.

Математическая сторона содержания игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае дидактическая игра выполняет свою роль в воспитании интереса школьников к математике [18].

Дидактическая игра имеет обучающий, контролирующий и обобщающий характер. Обучающей будет игра, если школьники приобретают новые знания, умения, навыки в процессе игры. Контролирующей будет игра, цель которой состоит в том, чтобы повторить, закрепить, проверить ранее полученные знания. Обобщающая дидактическая игра требует интеграции знаний с целью установления межпредметных связей, умений школьников использовать свои знания в различных учебных ситуациях.

Таким образом, использование дидактических игр на уроках математики приносит большую пользу, поскольку школьники учатся применять знания в новых условиях, решают учебные задачи в разных формах  умственной деятельности. Дидактические игры являются эффективным средством умственного развития школьников, активизирующим их умственные процессы. В игровой форме на уроках математики реализуются идеи совместного творчества, сотрудничества учащихся.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке Аудитория

Примеры работ:

  1. Курсовая работа - Экологическое воспитание личности
  2. Сущность сознания
  3. Бюджетный федерализм
  4. Контрольная работа - Реформы Солона и Клисфена
  5. Философия нового времени (2 направления: эмпиризм (Бэкон, Локк, Гоббс) - рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Сложности с написанием работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"