Примеры (предоставлены в учебных целях)
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Библиотека

Философское учение о познании

Дата: 2017-01-17 09:07:51 
Размер: 92.5 Кб 
Скачано: 117  раз

Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Тема: Философское учение о познании
Объем - 14 страниц
Год защиты - 2012

Введение
1. Проблема познания в истории философии
2. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм
3. Философское учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины
Заключение
Литература

Введение

Основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении мышления к бытию, посвящен, в том числе, выяснению возможности познания человеком окружающего мира. Речь идет, разумеется, не об установлении того, в состоянии ли человек познавать окружающий мир, а о более фундаментальном вопросе, который звучит так: "Что значит знать?"
Познание является философской проблемой постольку, поскольку получаемое человеком знание различно по своей ценности, убедительности, значимости, или, если выразить одним словом - по своей истинности. Знание может быть истинным и не-истинным. Для философии главным в познании является вопрос о возможности получения именно истинного знания, а также связанные с этим вопросы о границах познания, критериях отличения истинного знания от неистинного и способах достижения истины в познании. Раздел философии, отвечающий на эти вопросы, называется гносеологией или эпистемологией.
Познание, понимаемое как процесс получения знаний об окружающем мире, не является прерогативой только человека. Любое живое существо, даже самое простейшее, не сможет выжить, если не приспособится к окружающей среде. Приспособление представляет собой усилия, направленные на приобретение свойств, навыков, сноровки, необходимых для того, чтобы сохраниться физически, найти свою экологическую нишу. Определяющим фактором в этом процессе выступает окружающая природная среда: климат, географическое положение, растительный и животный мир. Если живой организм не обладает необходимыми для выживания в данной конкретной среде морфологическими и физиологическими свойствами, он непременно погибнет. Приспособление обязательно предполагает получение живым организмом информации об окружающей среде. Эта информация включает в себя разнообразные сведения, необходимые для выживания: о внешней температуре, составе воздуха, наличии опасности со стороны других животных, об источниках питания и т.д. Простейшие живые организмы получают необходимые для сохранения сведения посредством элементарной нервной реакции, - раздражимости, - меняя свое состояние или деятельность. Животные, обладающие психикой, имеют более сложные механизмы, обеспечивающие обмен информацией с окружающим миром. Вполне допустимо говорить о "мышлении" многих видов млекопитающих: собак, дельфинов, обезьян и других.
Человек - не просто животное, занимающее определенное место в ряду других живых организмов, а качественно иное существо, имеющее разноплановую природу, в которой биологическая составляющая не является главной. Он делает многое из того, что делают и животные, но делает это принципиально иначе. Это относится и к познанию: у человека оно является не орудием приспособления к окружающей среде и не одним из средств, необходимых для выживания, а важнейшим компонентом человеческой деятельности, одним из проявлений его свободы. Если у животного познание имеет инстинктивный характер, имплантировано в его природу, представляет собой пассивное отражение объективной реальности, то у человека оно отличается активностью, целенаправленностью, ориентированностью на достижение истины и непосредственно связано со смысложизненными ценностями. Объектом человеческого познания является не только внешняя реальность, но и сам человек, его внутренний мир. Это означает, что познание рефлексивно по своей сущности, то есть включает в себя момент самопознания.
Итак, рассмотрим основные особенности вопроса познания в философии. И в первой части коснемся рассмотрения данного вопроса в истории философии.
 
Работает на: Amiro CMS