Выполняем студенческие работы на заказ

логотип

Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Гуманитарные https://ypa5.ru/biblioteka/gumanitarnye/kontrolnaya-rabota-po-discipline-filosofiya-2636Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

 2020-11-26 16:33:00 
Просмотров:  93  

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Тема: ответы на вопросы

Объем - 8 страниц
Год защиты - 2017

Содержание

1. Чем отличаются представления о бессознательном З. Фрейда от представлений, существовавших до психоанализа?
2. Следует ли отождествлять понятия «Оно», «Я» и «Сверх-Я» с сознательным, предсознательным и бессознательным?
3. С какими изменениями в понимании бессознательного выступает К. Юнг?
4. Кто из философов первым обратил внимание на феномен «социальное бессознательное» и каково содержание его концепции

1. Чем отличаются представления о бессознательном З. Фрейда от представлений, существовавших до психоанализа?

Научный интерес к феномену «бессознательное» как к внутренней, духовной составляющей возник достаточно давно. Рассуждения на тему бессознательного можно встретить в трудах античных философов Платона, выделившего область земных, телесных удовольствий, носящих бессознательный характер (гнев, страх, гордость, тоска), и Аристотеля, определявшего бессознательное как психическое свойство души, которое противостоит разуму. По их мнению, бессознательное, включающее в себя эмоции и чувства, не может контролироваться со стороны человека и является первопричиной импульсивных поступков, а также проявлений страсти. Данная сторона души противопоставляется душе разумной. В идеале каждый человек должен стремиться подчинить бессознательное, руководствуясь разумом, волей, рациональностью. В этом заключается смысл человеческой сущности.

Таким образом, философия Античности рассматривает проблему бессознательного преимущественно с этических позиций, в противоречии внеприродного и телесного. Разумное, сознательное должно преобладать в психике человека, искореняя проявления неконтролируемых проявлений бессознательного.

Позднее бессознательное связывалось с формами познания (И. Кант), способами осмысления человеком окружающего мира (Д. Юм). Бессознательному приписывалась роль первопричины всего, совершающегося в природе и социальной жизни (А. Шопенгауэр, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг).

В конце ХIХ в. среди ученых возрастает интерес к изучению темных глубин человеческого бытия. Австрийский ученый-психопатолог З. Фрейд занимался изучением данного вопроса с позиций социальной природы бессознательного, его влияния на различные сферы жизни человека. Изучая характер и причины возникновения неврозов, он оказался перед необходимостью более тщательного исследования тех структур психики, которые не вписывались в собственно сознательное в человеке.

В отличие от более ранних философских представлений, в основу бессознательного он заложил представления о «сексуальной этиологии» как первопричины всего неосознаваемого в поведении человека. Основу бессознательного, по его мнению, составляют первичные инстинкты, темные (неосознаваемые) влечения. Он обнаружил, что психические процессы, составляющие бессознательное, складываются и укореняются в раннем возрасте и не поддаются исправлению во всей последующей жизни человека.

Таким образом, представления З. Фрейда вывели изучение феномена «бессознательное» на качественно новый уровень, связав его с глубинными, «низменными» инстинктами человека, практически неизменными в течение жизни и неподконтрольными разуму.

2. Следует ли отождествлять понятия «Оно», «Я» и «Сверх-Я» с сознательным, предсознательным и бессознательным?

З. Фрейд в своей теории выделил три уровня психического: сознательное, предсознательное, бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые осознаются человеком в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, называемая также «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное связывает осознаваемое и неосознаваемое в психике человека.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное, представляющее собой своеобразное хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование индивида.

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

В структуру «Оно» входит два уровня «бессознательного». В содержание первого уровня включены инстинкты, темные влечения, то, что является первично-необходимым и изначально составляет человеческую природу. Второй уровень «бессознательного» корнями уходит в противоречия между миром и индивидом. Его содержанием становятся нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными нормами изгоняются (вытесняются) из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы. Таким образом, вытесненное нереализованное сливается с «Оно» и становится его частью.

«Я» раскрывает формирование личности индивида. «Я» есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве сознательного и бессознательного часть «Оно». «Я» также структурировано. Первый уровень «Я» состоит из телесного, глубинного, т.е. части бессознательного «Оно». «Я» содействует влиянию внешнего мира на «Оно», стремится заменить принцип удовольствия принципом реальности. «Я», в противоположность «Оно», олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью.

Второй уровень предполагает существование еще некоторой инстанции в «Я», которую Фрейд называет «Я-идеалом» или «Сверх-Я». Данная инстанция отражает характер отношений индивида с объектом. Через идентификацию и сублимацию происходит замещение страстных влечений на более высокие идеалы. В результате отлагается осадок, занимающий особое положение в «Я», изменяющий его и противостоящий прочему содержанию «Я».

Таким образом, З. Фрейд, выделяя сознательный, предсознательный и бессознательный уровни психического и «Оно», «Я» и «Сверх-Я» как основные структуры личности человека, не отождествляет данные понятия, а подчеркивает с их помощью многогранность психики человека, возможность изучения в разных плоскостях и направлениях.

3. С какими изменениями в понимании бессознательного выступает К. Юнг?

К.Г. Юнг пошел дальше в развитии идей Фрейда о природе бессознательного, дополнив и несколько изменив психоаналитическую теорию.

Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым индивид способен осознать свою цельность, постоянство и воспринимать себя человеком. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Данная концепция в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Развивая идеи бессознательного, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Если Фрейд «коллективное бессознательное» рассматривал как скопление вытесненных содержаний сознаний отдельных индивидов, то Юнг под «коллективном бессознательным» понимает некий присущий психике людей осадок, оставленный опытом многих поколений, и вместе с тем образ мира, который сформировался в незапамятные времена. На базе этого образа формируются архетипы (результат прошлых и причина последующих переживаний человека), входящие в содержание индивидуального сознания как некие эмоционально окрашенные комплексы.

Таким образом, согласно теории К. Юнга, личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные представления (эмоцонально окрашенные комплексы), возникающие в психике индивида как результат вхождения в реальность. Коллективное бессознательное предшествует личностному бессознательному. Концепция коллективного бессознательного стала основной причиной расхождений во взглядах Юнга и Фрейда.

4. Кто из философов первым обратил внимание на феномен «социальное бессознательное» и каково содержание его концепции?

Социальное бессознательное – понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества. Представления Э. Фромма о социальном бессознательном стали продолжением и развитием идей родоначальников психоанализа.

Фромм исходил из того, что З. Фрейд обстоятельно рассмотрел природу и способы функционирования индивидуального бессознательного, однако уделил недостаточно внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным, без учета и раскрытия которого теория и практика психоанализа остаются недостаточно эффективными, поскольку в реальной жизни приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда общество не позволяет своим членам довести до осознания материл, вытесняемый в целях дальнейшего успешного функционирования.

Фромм рассматривает единство природного и социального как универсальное качество человека. В отличие от Фрейда, который считал человека антисоциальным существом, Фромм ключевую проблему психологии видит в особого рода связанности индивида с внешним миром, а не в удовлетворении тех или иных человеческих инстинктов и потребностей. Э. Фромм человеческие бессознательные инстинкты опосредует социальным влиянием.

«Социальное бессознательное» – это вытесненные из сознания индивида обществом сферы, свойственные большинству членов общества. Механизм вытеснения осуществляется через социальный и индивидуальный характер. Социальное бессознательное есть вытесненные индивидом из сознания мысли и чувства под давлением общества, а также то, что своими корнями уходит в природную сущность индивида. Тогда как индивидуально-бессознательное отражает процесс, в котором «обыденный человек не позволит себе осознавать мысли и чувства, несовпадающие с принятыми в данной культуре образцами, и поэтому вынужден вытеснять их».

Таким образом, Э. Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке Аудитория

Примеры работ:

  1. Развитие права феодальной собственности на землю по Соборному Уложению
  2. Контрольная работа - Новая земельная политика в России
  3. Развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошколького возраста в певческой деятельности
  4. Реферат - Подготовка публичного выступления
  5. Подготовка юных лыжников-прыгунов в условиях спортивной школы

Сложности с написанием работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"