...
логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Эссе по фильму "Эксперимент 2: волна"

 2017-04-26 09:22:28 
Просмотров:  50  

Эссе по дисциплине «Социология»
Тема: Эссе по фильму "Эксперимент 2: волна"
Объем - 6 страниц
Год защиты - 2013

Эссе по фильму "Эксперимент 2: волна"

Вообще, не удивительно, что данная тема поднята именно в немецкой литературе и кинематографе. Феномен фашизма не дает покоя современной истории, социологии и психологии и сегодня.
Как это ни парадоксально, самая антидемократическая, жестокая партия мира добилась власти вполне себе демократическим путем при поддержке большинства населения. Странно, да? Ну ничего странного, главное, быть в нужное время в нужном месте, что и сделал всем известный товарищ. Совокупность благоприятных для Гитлера обстоятельств и правильный подход к делу помогли ему прийти к власти. «К власти через дисциплину». Легким движением руки люди превращаются в безликое стадо. Во время просмотра Волны не покидала мысль: как же мы русские и немцы похожи. Только нам нужен царек, вождь, фюрер, барин... Только нам надо, чтобы кто-то сильный взял за нас ответственность, по отдельности все мы классные, самостоятельные, а когда дело касается коллектива, то нам обязательно нужен сильный вожак.....
Все предельно просто. Сначала убеждаешь, что действовать, как ты скажешь, верно, а дальше беспрекословное подчинение, незаметно овладевающее все большим количеством людей, которых заражают преданные «фанаты». Когда речь заходит об истории, возникает невольное чувство пренебрежения из-за сравнения уровня развития тех людей в прошлом и нас, детей научно-технической революции, таких грамотных, умных и не поддающихся на провокации, живущих своим умом, независимых, свободных. Кажется, что прошлое не повторится, ведь мы другие, уж мы-то не совершим таких глупостей. И фашизм невозможен. Ведь правда? Уверены? А посмотрите этот фильм, фильм, ставший пособием для социальной психологии.
За неделю учителю в обыкновенной школе нужно было провести занятия по теме «автократия». Тема достаточно скучная, ни одному из учеников не было интересно слушать о том, что и так все знают, тем более, что в Германии это было когда-то реальностью, о чем старики вспоминают, как о страшном сне.
- Так вы считаете, что диктатура в Германии больше невозможна?
- Конечно, ведь мы для этого слишком образованны.
Через 10 минут начался эксперимент, который продлится 5 дней. Все будет происходить настолько стремительно, что вы не поверите, как такое возможно, но стоит задуматься о происходящем.
Подчинение господину, поддержка друг друга, защищенность, общий дух. Каждый чувствует себя частью единого целого, кто-то находит там семью, которой у него никогда не было, кто-то друзей, кто-то применение своим талантам, начинает осознавать свою ценность, находит смысл в своей жизни. Преподаватель задал направление развития группы, пошли групповые процессы формирования, сплоченности - и группа свою динамику уже закручивала самостоятельно.
И всех этих молодых людей, нуждающихся в перечисленном, объединил человек, которого они сами выбрали на роль вождя. Он становится для этой группы кем-то вроде бога. Он и сам начинает себя ощущать таковым. Пока не становится понятно, что ни к чему хорошему это не приведет и уже опасно, все кажется несерьезным и вовсе игрой, но дать неделю больше или две и весь бы город накрыла Волна…
Сама стратегия преподавателя мною приветствуется и поддерживается – обучение через погружение. Это действительно круто, но также – и более ответственно. Странно, что педагог этой ответственности не почувствовал.
Обозначим шаги, предпринятые педагогом для запуска процесса групповой психодинамики:
•преподаватель ведет себя как амбициозный лидер, требует к себе формализованного обращения;
•введение общей униформы в виде белой рубашки и синих джинсов;
•введение невербального символа-приветствия в виде движения руки + эмблемы группы;
•общие разминающие упражнения типа маршировки;
•поощиряющие "мы-осознание" общие посылы.
Остальное группа сделала сама – нанесла свою символику по городу, противопоставила себя местным анархистам (т.е. нажили себе врагов), сами сделали сайт, оказывают себе поддержку.
Когда завелись групповые процессы, то только держись! Молодежь в виду своего возраста зажата психологически между стадностью и индивидуализмом. С одной стороны, хочется выделиться, с другой – тусоваться со всеми, общаться, открывать новые грани общения в себе и других людях.
Эпизод в конце фильма – драка в бассейне – можно назвать предтечей развязки в актовом зале. Преподаватель преподал студентам настоящий урок, показал им, насколько все далеко зашло, как только группа сделала волну рукой, сразу стало понятно, что группа "созрела" для всего, готова пойти за лидером хоть на край света. Налицо процессы поглощения индивидуального сознания массовым. Или то, что академик Н. Левашов называет над-личностью.
И все бы было хорошо, но у мальчика с неустойчивой психикой и слишком вовлекшимся в группу, оказывается настоящий пистолет. Так происходит двойное убийство.
Что поделать, педагог виноват в том, что проморгал этого паренька. Подруга педагога указывала ему, что быть лидером такого проекта, такой группы – это подарок для его тщеславия и гордыни, но он не прислушался к этой обратной связи. А зря…
На самом деле, в жизни такие групповые процессы не обязательно приводят к чему-то плохому, ужасному. В истории еще жива память о подобной группе – Тимур и его команда. Ребята занимались помощью другим, тем и жили.
В последней речи господина Вегнера, очень эмоциональной, воодушевляющей речи, рассказывается об актуальнейших общественных проблемах. Причем он говорит только о Германии. А в России есть то же самое и еще в десятках стран. Необходимо задумываться об этом, быть осторожным сегодня, чтобы не попасть под контроль под прикрытием борьбы. Я говорю с вами сейчас об очень серьезных вещах, так как кино само по себе серьезное и, я бы сказала, жестокое.
Конец фильма, конечно, был банальным. Ну в любой группе и в любом обществе есть фанатики, люди неуравновешенные, преданные идее больше чем чему-либо другому. Это уже не проблема учителя, не проблема «волны», а проблема воспитания такого подростка, проблема его социальной адаптации в школе.
Но правило есть правило – фильм должен иметь зрелищную концовку, чтобы зритель вжался в кресло и полез в карман за платком, дабы утереть капельки пота от стресса увиденного. Чтоб запомнилось лучше, чтобы осталось что-то в душе от фильма.
Гибель этих двух ребят в конце была задумана режиссером, чтобы зритель понял как все серьезно и далеко может зайти в группе без мудрого руководства или при отсутствующем лидере.
Нет, этот фильм снят не идеально вовсе, там есть небольшие проблемы с саундтреком, с картинкой и звуком. Жаль, что не существует качественного дубляжа. Хотя я бы не отказалась от субтитров так же в хорошем качестве. Но это мелочи. С идейной стороны фильм стоящий и ценный. Да хотя бы он может пригодиться вам в учебе, когда будете проходить политические режимы. Так что могу с полной уверенностью сказать, что время просмотра не будет потрачено впустую.
После просмотра я была в каком-то шоковом состоянии, что просто не было слов. Неожиданный конец, конечно. Когда фильм кончился, я осталась сидеть в немом оцепенении. Шокирующий фильм (для меня). Никогда не думала, что так просто можно втянуться в такую, ну скажем, игру, заболеть этим. Еще меня поразило, что фильм основан на реальных событиях. На самом деле проводилась серия экспериментов, по двум из них сняты фильмы. Если такое случается в реальности, то это страшно подумать, что кто-то может так же втянуть куда-то нас, наших детей... Напоследок скажу: если вам не все равно на то, что сейчас происходит в обществе, посмотрите обязательно это кино.