Статья по дисциплине «Макроэкономика»
Тема: Проблемы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве России
Объем - 6 страниц
Год защиты - 2015
Проблемы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве России
Проблемы предпринимательства в агропромышленном комплексе РФ как ранее, так и в последние годы привлекают к себе все большее внимание практиков, исследователей, на что повлияло существенное снижение показателей, которые характеризуют деятельность агробизнеса и возросшую зависимость российской экономики от импорта сельхозпродукции. Поиск собственных путей вхождения в рыночные и внешнеэкономические отношения, смена форм собственности, разрыв хозяйственных связей, появление новых организационно-хозяйственных форм предпринимательской деятельности, их реорганизация, усиление тенденции к суверенитету территорий, существенно трансформировали ранее используемые инструменты и механизмы развития и управления АПК, привели к изменению аграрных отношений. Все это обусловило обострение проблем развития предпринимательства в отечественном агропромышленном комплексе.
Одно из направлений развития предпринимательства в России, сконцентрировано в сфере малого агробизнеса. Малый бизнес в российском сельском хозяйстве представлен, в основном, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), а также товарными приусадебными семейными хозяйствами (ПСХ). Исходя из этого, можно выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого аграрного бизнеса.
Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и механизмов страхования рисков.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам.
Отсутствие надежной системы гарантирования кредитов для малых форм хозяйства .
Все обозначенные проблемы способствуют значительному снижению предпринимательской активности сельского населения, препятствуют формированию стимулов к организации и развитию малого бизнеса. На указанные проблемы наслаивается и то, что банковским структурам, владеющим наибольшим объемом финансовых ресурсов, невыгодно кредитование малого предпринимательства на селе.
Зачастую, кредитование банками осуществляется под достаточно высокий процент и размер залога или поручительство третьих лиц. Возможной альтернативой банковскому финансированию могли бы стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства.
Несовершенство системы налогообложения.
Для К(Ф)Х налоговый сбор при фактической низкой доходности явно чрезмерный. К этому следует добавить негативное воздействие на деятельность малого бизнеса органов местного самоуправления, пытающихся компенсировать часть изымаемых у них доходов от перераспределения средств на региональные и федеральный уровни, дополнительным введением местных налогов и сборов. Причем налоговое законодательство в целом все еще противоречиво и сложно. В результате чего, не все зарегистрированные предприятия малого аграрного бизнеса полноценно и в полной мере легально осуществляют предпринимательскую деятельность.
Трудности в осуществлении инновационных программ и проектов предпринимателей.
Повышенный риск инновационных проектов, неразвитость гарантирования и системы страхования в реализации подобных проектов, тормозят развитие малых производств.
Техническому переоснащению малых предприятий препятствуют недостатки финансовых средств, для инвестиций при острой потребности в обновлении оборудования, приобретении современных технологий.
Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий.
Отсутствует объективная и полная статистические информации о деятельности малого предпринимательства на селе. Получаемые органами статистики официальные данные, на основе выборочных обследований, а также отсутствие необходимого статистического наблюдения за предпринимателями, не позволяют сложить единую картину о реальном положении в сфере малого аграрного бизнеса.
Недостаточная профессиональная подготовка владельцев малых форм хозяйствования для работы в условиях конкуренции.
Отсутствие специализированной системы подготовки сельского населения к предпринимательской деятельности, повышения квалификации предпринимателей и их работников делают малый аграрный бизнес неустойчивым и уязвимым с точки зрения конкурентоспособности, однако, в ряде регионов РФ в частности, в Пермском крае, организуются и осуществляются курсы повышения квалификации фермеров, а также сельскохозяйственные ярмарки.
Несовершенна государственная инфраструктура поддержки сельского аграрного бизнеса.
Высокий уровень монополизации рынков.
Монополизация крупным бизнесом некоторых частей аграрного рынка, закрывает для многих малых предпринимателей возможности сбыта продукции.
Ни один из действующих законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, не имеет четких механизмов реализации.
Невыполнение государством принятых решений о приоритетной поддержке сельского развития малых форм хозяйства, порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве .
Особая роль в активизации производительных сил малых форм хозяйствования решении социальных проблем села, принадлежит кооперации этих форм, в том числе приусадебных семейных хозяйств.
Целесообразно создание кооперативов семейных хозяйств по использованию сельхозтехники и ее ремонту. Основу уставного капитала такого кооператива могут составить паевые взносы, размер которых определяется по взаимному согласию (если юридическое лицо не оформляется) или фиксируется в Уставе (договоре) кооператива. На уровне государства проблема развития сельскохозяйственной кооперации ставит на повестку дня упорядочение кооперативного законодательства и проведение активной политики в этой области.
Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве, должна базироваться не только на обязательствах хозяйствующих субъектов, но и при непосредственном участии государства в организации воспроизводственного процесса в аграрной сфере. В этом смысле, взаимодополняемость предпринимательских структур и государства выражается не в централизованном государственном воздействии на функционирование сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в их эффективном взаимодействии .
В целях реализации подобных взаимодействий, в регионах РФ принимаются и разрабатываются различные пути их решения. Одним из регионов занявших активную позицию по устранению хотя бы части проблем малого предпринимательства в сельском хозяйстве, является Пермский край. Были разработаны программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2015-2017 годы», а также программа «Поддержка начинающих фермеров в Пермском крае на период 2015-2017 годов».
Одним из направлений данных программ является финансирование развития семейных животноводческих ферм, осуществляемое путем предоставления по итогам конкурсного отбора гранта, который в свою очередь выделяется в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Пермского края крестьянского (фермерского) хозяйства и используется:
на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
строительство, ремонт, приобретение и совершенствование производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, и их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к складским и объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
содержание сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
покупка семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
покупка удобрений и ядохимикатов .
Значимость представленных проблем предпринимательства в сфере малого агробизнеса усиливается тем, что именно ему, менее всего ранее не хватало государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его социальных и экономических возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который вполне может привести к многочисленным народнохозяйственным негативам, увеличению кризиса российской экономики в целом. На сегодняшний день, более активная и увеличенная поддержка государством, способствует более быстрому развитию, отстаиванию экономических, политических и социальных интересов малого аробизнеса.
Список использованных источников
1.Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14.10.2014 № СЭД-25-01.1-02-220 «Об утверждении комплексной программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2015-2017 годы» // «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 45, 17.11.2014.
2.Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14.10.2014 № СЭД-25-01.1-02-219 «Об утверждении комплексной программы «Поддержка начинающих фермеров в Пермском крае на период 2015-2017 годов» // «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 45, 17.11.2014.
3.Ионов А.Ч. Экономические предпосылки регионализации АПК в РФ. – Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2012 – с. 64.
4.Куликов И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. – 02'2013. – С. 3.
5.Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева, М.В. Косолаповой, В.Ф. Федоренко. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. – 228 с.