Курсовая работа с практикой по дисциплине «Микроэкономика»
Тема: Инновационная экономика. Содержание и основные формы (на примере ООО «Финресурс)
Оригинальность - 59% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 44 страницы
Год защиты - 2014
Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления инновационными процессами в экономике
1.1 Инновации и инновационный процесс
1.2 Фазы инновационного процесса в экономике
2. Управление инновационным процессом в ООО «Финресурс»
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Финресурс»
2.2 Финансово-экономическая оценка деятельности предприятия
3. Инновационная деятельность ООО «Финресурс»
3.1 Мероприятия по нововведениям на предприятии
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Переход российской экономики на траекторию устойчивого экономического роста возможен только в рамках инновационной модели развития, которая уже стала свершившимся фактом для многих зарубежных стран. Непрерывный процесс инновационного обновления в этих странах оказывает позитивное воздействие на динамику и качество экономического роста, растущую эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, улучшение социально-экономического благосостояния населения. За счет инноваций обеспечивается до 85 % прироста валового внутреннего продукта, а на долю самых динамичных из них — США, Японии и Германии, вместе взятых, приходится сегодня 43 % глобального ВВП (в текущих долларовых ценах).
Такая экономическая модель является определенным и вполне закономерным этапом в развитии лидирующих мировых экономик и предполагает наличие, как минимум, двух условий.
Во-первых, это — высокий уровень удовлетворения основных потребностей граждан со средними доходами (насыщение рынка продуктами питания и одежды; обеспеченность жильем и товарами длительного пользования, включая автомобили), что предполагает соответствующее развитие экономики и рост доходов основных слоев населения. В таких условиях для сохранения своих позиций на внутреннем и мировом рынке производителям требуется перманентное обновление и расширение качественных характеристик товаров и услуг, а экономический рост компаний и национальной экономики в целом все более зависит от частоты и эффективности инновационной деятельности.
Во-вторых, необходимо наличие эффективной национальной научно-технологической и промышленной базы, способной постоянно генерировать инновации и трансформировать их в продукты, обладающие стабильным спросом на рынке. Не случайно, что лидерами инновационной экономики выступают наиболее экономически развитые страны, где, с одной стороны, достигнут высокий уровень насыщения рынка всевозможными товарами и услугами, а с другой, накоплен мощный научный и производственный потенциал для разработки и практической реализации инноваций.
В России, к сожалению, эти два условия еще не полностью выполняются и инновационная политика в среднесрочной перспективе должна быть сориентирована на их формирование для “запуска” инновационных процессов. Центральное место в решении этой задачи принадлежит государству, роль которого не может ограничиваться лишь отдельными инструментами макрорегулирования, налоговой политики, бюджетного финансирования или софинансирования инновационных проектов. Нужна стратегия инновационного развития, основанная на системе финансово-экономических механизмов, способных вызвать мультипликативный инновационный эффект на общенациональном уровне.
Это достижимо только при эффективном использовании современных институтов и механизмов перелива капиталов в высокотехнологичные сектора экономики, в том числе в малый и средний бизнес. Пока использование данных институтов и механизмов у нас в стране еще далеко не эффективно.
Кроме того, требуется определенная критическая масса ресурсов, в первую очередь финансовых. По расчетам Минэкономразвития РФ для обеспечения задач модернизации в России необходим рост инвестиций до 35-40 % ВВП (35 % — средняя норма развивающихся стран, а 40 % — норма инвестиций в СССР). Для сравнения: в Китае в настоящее время норма инвестиций составляет 45 %, в Казахстане — 30 %, в России — 20 %. По самым скромным оценкам, для проведения модернизации в нашей стране необходимы дополнительные инвестиции в размере 70 млрд долл. в год.
Открытым остается также вопрос: кто должен инвестировать в инновации — государство, бизнес или отдельные состоятельные лица (бизнес-ангелы)?
Опыт развитых стран показывает, что государство даже при сравнительно небольшой своей доле в финансировании науки может успешно осуществлять общую координацию научно-исследовательских работ и реализацию широкомасштабных программ развития исследований и разработок путем поощрения частных компаний. В России, к сожалению, государству приходится одновременно финансировать фундаментальные исследования и обеспечивать выполнение прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям за счет бюджетных средств, а не за счет внебюджетных источников. В результате происходит распыление государственных средств и, российская фундаментальная наука в результате получает недостаточное финансирование. А ведь именно она готовит базу для инновационных разработок, в том числе по стратегическим направлениям технологического прорыва, обозначенным Президентом РФ в июне 2009 г.
В настоящее время отечественные предприниматели вкладывают в исследования и разработки значительно меньше средств, чем их конкуренты в развитых и многих развивающихся странах. По сути дела, затраты на исследования и разработки (ИР) крупных российских компаний ничтожны: в 2009 г. они составили 800 млн долл. Для сравнения: компания General Motors вложила в научные разработки и их внедрение в 2009 г. 8 млрд долл., что в 10 раз больше вложений в ИР всего российского крупного бизнеса.
Таким образом, российский бизнес все еще занимает выжидательную позицию по отношению к инвестициям в науку и инновации. По этому поводу, выступая 10 декабря 2009 г. на Первом российском молодежном инновационном конвенте, Президент РФ Д. Медведев сказал, что “задача государства — сделать так, чтобы бизнес чувствовал, что его инновационные затраты необходимы государству, что государство правильно их воспринимает и соответствующим образом стимулирует. Особенно это важно в ситуации, когда вся глобальная экономика находится в рецессии, и необходимы новые прорывные способы, чтобы вытащить мировую экономическую систему из этого очень непростого состояния”1.
Для инновационного развития роль финансовой составляющей имеет особое значение, поскольку осложняется проблемой высоких рисков вложений. Возврат инвестированных средств может быть обеспечен лишь при условии успешной коммерциализации инновационных разработок. При этом очевидно, что производство инновационной продукции требует еще на стадии предпроектной подготовки значительных затрат, к которым относятся фундаментальные и прикладные научные исследования. В связи с этим, в целях поддержки частной инновационной инициативы, государство должно способствовать сглаживанию подобных негативных моментов, используя прямые и косвенные методы поддержки.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является развитие и прогрессирование инноваций.
Объектом курсовой работы является изучение инновационного процесса в экономике и инновации как результата этого процесса, пригодного для практической реализации.
Предметом исследования курсовой работы является оценка инновационного процесса на предприятии.
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию инновационного процесса.
Задачами данной курсовой работы являются:
1. Изучить мировой опыт управления инновационными процессами.
2. Обобщить основные теоретические подходы к изучению инноваций и инновационного процесса.
3. Проанализировать спрос на научно-техническую продукцию.
4. Оценить эффективность инноваций.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию инновационного процесса на конкретном предприятии.
Курсовая работа включает: введение, три главы и заключение.