логотип

Статья "Психологические особенности диалогического взаимодействия на уроке музыки"

Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Статья "Психологические особенности диалогического взаимодействия на уроке музыки"

 2022-10-05 09:14:30 
Размер: 25.9 KB 
Скачано: 4 раз

Статья по дисциплине «Музыкальная психология»

Тема: Психологические особенности диалогического взаимодействия на уроке музыки

Оригинальность - 85% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 8 страниц
Год защиты - 2020

Аннотация

В настоящее время актуальной является проблема применения диалогических форм в образовательной практике. Ситуация диалога на уроке музыки сопровождается поиском новых ценностных смыслов, способствует пониманию эстетических и этических проблем, свершению новых художественных открытий. Формируемая учителем на уроке музыки позиция внимательного собеседника создает условия для творческого диалога, который позволяет развить музыкальные способности, речевую культуру, креативность личности и оценить личностные достижения каждого ученика.

Содержание

Ключевые слова: диалог, диалогическое взаимодействие, диалогическое общение, учитель музыки, ученик, урок музыки.
Школьное образование на современном этапе своего развития столкнулось с рядом проблем. Предшествующий уровень развития образовательной системы, направленный, преимущественно, на развитие монологического образа мышления, не способен удовлетворить запросы и потребности нового времени. Даже при современном уровне истощения человеческого общения, обусловленного развитием компьютерных технологий, нет ни одного человека, у которого не возникала бы потребность в общении с другими людьми. Поэтому в условиях современных вызовов возрастает интерес к диалоговым формам обучения. В настоящее время в образовательном процессе активно востребованы диалогические формы взаимодействия его участников.
Философы, культурологи свое внимание направляют на анализ современных реалий жизни, в которой гуманитарное мышление невозможно себе представить без равноправного общения разных культур, уникального взаимодействия художественных провидений, обращенных к людям разных национальностей и народностей. По отношению к культуре, - считает О.В.Бочкарева, - «искусство является своеобразным «зеркалом», в нем отражаются все те процессы, которые взаимообогащают культуры разных стран и народов» [2, с.6].
Подлинность существования культуры предполагает возможность высказаться творцу самому и услышать ответную реакцию, голос каждого человека, выражающего свои мысли и чувства, свои представления о мире.
Педагогическая деятельность не может существовать без межличностного контакта и общения. Учитель неизбежно сталкивается с необходимостью поддерживать межличностное общение с учениками, их родителями, коллегами, которое предполагает устный контакт. Межличностные отношения становятся наиболее важными в изучении педагогической и социальной психологии.
Общение начинается на уровне восприятия внешних особенностей собеседника. Сначала человек оценивает внешние данные с позиции «нравится / не нравится», «интересно / не интересно», «подходит для определенных отношений / не подходит для данных отношений». Оценивается не только внешность собеседника, но и его одежда, аксессуары, запахи, движения тела, позы и выражения лица. «Если общение начинается, то люди сосредотачиваются на жестах друг друга, голосе, интонации, произнесенных словах» [5, с.615].
В педагогической психологии общение относится к управляемому взаимодействию, когда учитель и ученик пытаются влиять друг на друга, изменять систему отношений, получать одобрение и т. д. Проблемы общения возникают на двух уровнях: на уровне мотивации, желания, цели. На уровне достижения желаний и реализации мотивов [2, с. 124].

Для педагогического диалога характерна вопросно-ответная форма: чередование реплик обязательно – вопросы, заданные учителем в классе, не могут оставаться без ответов или, по крайней мере, без невербальной реакции. Задержка реплики со стороны учеников сигнализирует, как правило, не только о мышлении, сомнении говорящего, но и об отсутствии его подготовки. Вопросы, заданные учениками в классе, так же не могут оставаться без ответов, они свидетельствуют о познавательном интересе, это условие усвоения знаний.
В педагогическом диалоге обучающиеся четко формулируют свои мысли, умеют выслушать собеседника, понимают вербальные и невербальные средства общения. Учитель старается понять ученика, слушает его, улавливает не только непосредственное значение его фраз, но и их значение, ищет адекватного понимания смысла его высказывания. Характер коммуникативной активности учителя при общении с учениками в классе играет решающую роль в усвоении знаний.

Применение диалогических форм в образовательной практике взаимодействия с разнообразными видами искусства, художественной деятельности интересуют многих исследователей. Наиболее известны публикации таких авторов и практиков как О.В.Бочкарева, Л.Г.Савенкова, С. А. Прохорова, С. И. Дорошенко, М. М. Евдокимова, Л. А. Микешина и др.
Возможности использования диалога как педагогической технологии в музыкальной деятельности раскрывает С.И. Дорошенко. Автор показывает, что возможность поддержания на данных уроках диалоговых отношений может стимулироваться следующими ситуациями:
- звучание на уроке одного и того же произведения в различных исполнительских интерпретациях. Эта ситуация не позволяет выносить однозначных суждений типа «лучше-хуже», а открывает простор для углубления в постижении художественного образа;
- сравнение двух или трёх разных вокальных произведений на один и тот же стихотворный текст;
- слушание произведения, исполненного в соответствии с композиторским замыслом, и его эстрадно-джазовой обработки (обязательное условие для этого задания – высокое качество обработки);
- выявление неоднозначной зависимости между средством музыкальной выразительности и характером музыки, музыкальным образом;
- сопоставление литературного и музыкального образа;
- жизнь «вечного сюжета» и его взаимодействие с тем временем, в которое к нему обратился художник;
- сопоставление музыкально-драматургических черт развития отдельного образа и всего произведения;
- выбор песни для исполнения из двух или трёх, предложенных учителем, при условии, что все они соответствуют музыкально-драматургическому замыслу урока [6, с.304].

О.В.Бочкарева считает, что учитель музыки, организуя процесс анализа музыкального произведения, занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого ученика и уважающего это мнение. Необходимо на уроке музыки создать доверительную атмосферу, которая располагает к совместному творчеству, свободе импровизационных музыкальных проявлений, личностным высказываниям о музыке. Рождение дискуссии сопровождается поиском новых ценностных смыслов, пониманию эстетических и этических проблем, свершению новых художественных открытий. Формируемая учителем на уроке музыки позиция внимательного собеседника создает условия для творческого диалога, который позволяет развить речевую культуру, музыкальные способности, креативность учеников и оценить личностные достижения каждого.
На уроке учитель организует процесс восприятия музыки на основе разнообразных видов музыкальной деятельности: слушание, вокальное и инструментальное исполнение, импровизация, пластическое интонирование и др.
Особенное внимание учитель музыки обращает на исторический, жанрово-стилевой подход, на выявление процессуальности музыкального произведения, так как содержание, как становящееся бытие разворачивается во времени. Художественно-педагогический диалог призван обеспечить равновесие между целостностью восприятия и детализацией анализа, его избирательностью и др.
Урок музыки, выстраиваемый с позиции художественно-педагогического диалога, позволяет объединить «голоса» со своей индивидуальной художественной позицией: и голос композитора-творца, в звучании произведения с позиции глубинного этоса, и голос преподавателя, интерпретирующего параметры объединения художественного содержания и формы музыкального сочинения, и голос учащегося, его внутренних размышлений о характере музыки. В ситуации эмпатийного присутствия рождается новый специфичный эффект урока – диалога, основанного не на внешней силе принуждения, а на художественных закономерностях. Приближение урока диалога к уроку – концерту обусловлено теми внутренними художественными закономерностями, которые становятся достоянием и учителя музыки и каждого ученика в классе.

Анализ необходимости и значимости организации урока музыки – урока диалога, привел нас к поиску возможностей его использования на занятиях с учащимися разных классов. Приведем примеры использования ситуаций диалога на уроках музыки. На уроке по теме: «Душа музыки – мелодия» (программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной) диалог оказался продуктивным при обсуждении вопроса «Какие музыкальные инструменты помогли бы тебе передать пульс танца, песни, марша?». После предварительного прослушивания трёх пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков» и «Вальс» дети в ходе диалога обосновали свой выбор инструментов.
Во 2-м классе на уроке по теме: «Симфоническая сказка «Петя и волк» диалоговая ситуация может быть развёрнута при обсуждении вопроса: «Каким персонажам сказки принадлежат прослушанные музыкальные темы?»

На уроке музыки в 4-м классе очень интересен диалогический «поворот» на уроке по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Сопоставив картину В.Попкова «Пушкин», стихи поэта об осени «Унылая пора, очей очарованье…»и «Осеннюю песнь» П.И Чайковского, ученики приходят к выводу, что все три произведения очень близки по характеру, настроению. Их объединяет родственный взгляд всех трех художников – творцов на мир. На этом же уроке ученики, основываясь на своих размышлениях, сопоставляют уже знакомые им пьесы Г. Свиридова «Осень» и «Пастораль» с музыкой П.И. Чайковского. Прочерчиваются на уроке связи между видами искусства – «музыка – литература – живопись». Задача учителя во время диалога – поддержать личные высказывания, суждения учащихся о сходстве или различии художественных образов, убедить их в том, что музыка, искусство в целом призвано объединять людей. Урок музыки, как урок искусства, опирается не только на педагогические, но и художественные закономерности. Диалог на уроке – это путь к развитию душевных и человеческих качеств детей, пробуждению их способности в понимании чувств и мыслей других людей, что является очень значимым в воспитании личности. «Подлинные образы искусства напоминают о совершенстве мира и природы человека, вершинных проявлениях его духа, которые, к сожалению, не всегда проявляется в реальной обыденной жизни и поведении» [3, c.199].

Достаточно трудно и иногда невозможно предугадать или запланировать варианты ответов учащихся на поставленный вопрос учителя, поэтому он должен быть готов к рождению новых смыслов, выявленных и произнесенных учащимися на уроке музыки в ходе диалога. Достаточно интересна ситуация диалога, возникающая на уроке в ходе сравнения – обсуждения римейка с подлинным классическим шедевром. Так, в 5-м классе в теме: «Вторая жизнь песни» при ответе на вопрос: «Какие изменения Вы услышали в произведении Э.Грига «Песня Сольвейг» в джазовой интерпретации?», ребята пытаются проанализировать не только изменения в стиле музыки, в звучании новых тембров инструментария, но и трансформацию музыкального и литературного образа. Благодаря такому диалогу дети не только учатся слышать музыку (например, в сходном звучании различное), но и слышать друг друга, при этом возрастает интерес к музыке, возникает возможность выбора: какое из исполнений им ближе.
Учебный диалог в музыкальной деятельности открывает возможности для общения с другими «равными сознаниями», для движения от непосредственного восприятия произведения искусства «к попытке разобраться в себе, в своих мыслях, чувствах и переживаниях», т.е. для выхода «на личностный уровень освоения искусства» [1, с. 362].
Таким образом, в основе продуктивного общения учителя и ученика должна лежать «педагогика сотрудничества», взаимное обогащение, которое обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением любой из сторон. Совершенствование форм общения требует от учителя знания психотехнологии общения, поскольку способность эффективно взаимодействовать с другими людьми является одной из важных составляющих профессионализма педагога.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" [Текст] / Г. М. Андреева. -5 изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 5-е, - 2009. – с. 362
2. Бочкарева О.В. Формирование диалогической установки участников педагогического общения [Текст] / О.В.Бочкарева // Социальные явления - журнал международных исследований.- 2015.- №1 (3) с. 124-131.
3. Бочкарева О.В. Музыкальный диалог как стремление личности к совершенству [Текст] / О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник.- 2013.- №1.Т.1.- С 197-200.
4. Бубер М. Диалог/ Сборник «Два образа веры» [Текст] / М. Бубер-М.: Республика, 1995. – с. 464
5. Василик М. А. Основы теории коммуникации: Учебник под редакцией проф. М. А. Василика [Текст] / М. А. Василюк. - М: Гардарики, 2003. – с. 615
6. Дорошенко С.И. Диалоговые ситуации на уроке музыки: обще-педагогические основы и предметная специфика [Текст]/ С.И.Дорошенко // Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения: материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвящённых памяти И.Я.Лернера. В 2 ч. Ч. I. – Владимир. – 2010. – С. 295-304.

Другие статьи на подобные темы ищите в нашей Библиотеке

Примеры работ:

  1. Реферат "Проблема происхождения сознания человека"
  2. Статья "Проблема происхождения сознания человека"
  3. Контрольная "Психологические основы интонационно-смыслового восприятия музыки"
  4. Сложности с написанием контрольной работы? Вы можете заказать консультацию по написанию, мы с радостью вам поможем!

    Если вам удобно получить информацию во Вконтакте, то там легко нас найти, сообщество "Аудитория"