логотип

Применение изодеятельности (лепки) в процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровн
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Гуманитарные https://ypa5.ru/biblioteka/gumanitarnye/primenenie-izodeyatelnosti-lepki-v-processeПрименение изодеятельности (лепки) в процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровн

Применение изодеятельности (лепки) в процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровн

 2017-05-04 12:12:10 
Просмотров:  22  

Первая глава диплома по дисциплине «Логопедия»
Тема: Применение изодеятельности (лепки) в процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Объем - 34 страницы
Год защиты - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения изодеятельности (лепки) в процессе формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Формирование мелкой моторики пальцев рук в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.3 Исследование проблемы общего недоразвития речи в психолого-педагогических исследованиях
Библиографический список

Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является создание условий для формирования способности к овладению речевыми навыками у детей с общим недоразвитием речи.
Педагогов и врачей давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет число детей с различными нарушениями речи. Многие дети, к примеру, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении.
Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка [32].
По мнению Т.Б. Филичевой, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью. В таком случае необходимо обратиться к логопеду и чем раньше происходит обращение, тем эффективнее будет помощь ребёнку в его проблеме [31]. Ведь сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.
С возрастом ребенок начинает осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. У детей с общим недоразвитием речи, как правило, неустойчивая самооценка; они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога; при этом логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог помогает справиться с внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы, у многих детей с общим недоразвитием речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи [17].
Большое значение для изучения аномалий речевого развития и разработки содержания коррекционных программ имеют принципы анализа речевых нарушений, выдвинутые Е.Е.Левиной. Так, раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности ребенка помогает найти пути воздействия на психические процессы, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности [12].
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста в специальной литературе по логопедии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, разработаны направления коррекционно-педагогической работы (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими положениями: нарушения речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития мелкой моторики и речемыслительной деятельности детей с ОНР, эта проблема нуждается в дальнейшей детальной разработке. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития мелкой моторики и связной речи у детей с ОНР. Особенно данная проблема приобретает свое значение в контексте предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств психолого-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, является изодеятельность – продуктивная деятельность, результатом которой является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи очень велико, поскольку лепка, рисунок, аппликация развивает мелкую моторику рук, имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи [35].
Объект исследования – формирование мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – педагогические условия организации развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством изодеятельности (лепки).
Контингент исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявление педагогических условий организации развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством изодеятельности (лепки).
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Обосновать актуальность проблемы поиска новых эффективных научно-обоснованных путей развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
3. Осуществить теоретическое обоснование необходимости изучения проблемы ОНР и использования изодеятельности (лепки) как формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Осуществить систематизацию методов диагностики для выявления результатов влияния занятий изодеятельностью на формирование мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
5. Экспериментально проверить коррекционно-развивающий эффект предлагаемой модели психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР III уровня.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что использование в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня изодеятельности (лепки) значительно улучшит процессы формирования их мелкой моторики и, как результат, речемыслительной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления об общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец); о человеке как природном и социальном существе (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), а также работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по обучению детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики по проблеме оптимизации речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью детального рассмотрения феномена общего недоразвития речи, его сущностных характеристик. Такое обогащение общего обучения специальным содержанием может привести не только к существенной динамике речемыслительной деятельности ребенка с ОНР, но и как следствие, к гармонизации его личности в целом.
Следует отметить, что дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Овладение навыками мелкой моторики детьми с ОНР – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. В этом отношении совместная работа логопедов, педагогов и родителей определяет общий успех коррекционного обучения.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а также в консультировании родителей по вопросам преемственности дошкольного образовательного и домашнего воспитания с целью формирования мелкой моторики и коррекции речевых нарушений с помощью метода изодеятельности.