Курсовая работа с практикой по дисциплине «Теория обучения и воспитания»
Тема: Факторы народного воспитания
Объем - 47 страниц
Год защиты - 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников
2.2. Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике, рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики в вопросах нравственного и умственного воспитания, т. е. формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. И наши предки, возможно, еще не умея объяснить эти процессы, где – то на подсознательном уровне понимая необходимость воспитания детей, в первую очередь, с целью сохранения рода, занимались воспитанием, опираясь на опыт предыдущего поколения, которое, несомненно, учитывало разнообразные факторы, такие, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия.
Ведь очень важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества должны помочь нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит народная традиция воспитания ребенка...
Следовательно, можно констатировать тот факт, что современному обществу необходимо учитывать основные факторы, влияющие на воспитание подрастающего поколения, чаще обращаться к опыту народной педагогики, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Степень разработанности проблемы.
Изучение народного опыта воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего, многие из них уделяли внимание именно влиянию различных факторов на процесс воспитания и возможности и целесообразности их учета в педагогической практике.
Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности, что невозможно без учета опыта предыдущих поколений. Я. А. Коменский, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурин, В. Шутов и др., большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Исследователи приходят к выводу о принципиальной возможности и целесообразности опереться на труды педагогов-классиков, рассматривая высказанные ими идеи, как фундамент для современной педагогической практики. Свидетельством живого интереса к прошлому является стремление некоторых педагогов ввести элементы традиций народной педагогики в создаваемые ими новые технологии образования. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.
Анализ научной литературы, трудов известных педагогов, этнографов позволяет сделать вывод о том, что обнаруживаются противоречия между:
- потребностью общества в развитии системы народного воспитания подрастающего поколения в условиях преобразования современного общества и отсутствием в настоящее время специальных исследований, закладывающих научные основы его организации;
- объективной необходимостью возрождения и сохранения богатого опыта народного воспитания детей, имеющегося в наследии, и недостаточной разработанностью в историко-педагогическом аспекте его творческого использования в современном обществе.
Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: к настоящему времени назрела необходимость разработки различных образовательных программ с учетом влияния факторов воспитания в народной педагогике.
Цель исследования: На основе историко-педагогического анализа изучить влияние таких факторов, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия на воспитание подрастающего поколения в народной педагогике.
Объект исследования – народная педагогика.
Предмет исследования – факторы воспитания в народной педагогике.
В соответствии с проблемой, целью исследования, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:
1) провести анализ основных трудов теоретиков и литературных источников по исследуемой проблеме;
2) определить взаимосвязь между различными факторами народного воспитания;
3) провести исследование использования средств народного воспитания в начальной школе.
Методологической основой исследования являются: положения философской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности общества; об активном, преобразующем характере человеческой деятельности, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задач; об исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явлений; этнопедагогический подход, обращающий внимание на значимость национального элемента в воспитании подрастающего поколения, современные научные подходы к отечественной истории, такие, как цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.
Теоретическую базу исследования составили: педагогические труды Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребеля, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова, T.H. Толстого, А.И. Ключарева, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Тихеевой, К.Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М.М. Рубинштейна, В.В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Б. Н. Неменского и др.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного народного педагогического опыта воспитания детей и теоретических взглядов педагогов; ретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы известных педагогов.
Практическая значимость исследования:
Содержащиеся в исследовании теоретические данные и выводы доведены до конкретной методической разработки, которая может быть использована педагогами в образовательных учреждениях на уроках, либо во внеурочной деятельности и должна способствовать приобщению учащихся к традиционной культуре разных народов, воспитанию учащихся через колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа.