Вторая глава диплома по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
Тема: Федеральные программы регионального развития в системе политических взаимоотношений между центром и регионами
Объем - 36 страниц
Год защиты - 2015
Содержание
Введение
Глава 2 Специфика реализации метода регионального программирования в современной России и Пермском крае
2.1 Региональное программирование как основной метод реализации региональной политики в России и зарубежных государствах
2.2 Поиск оптимальных моделей взаимодействия Центра и регионов в современной России и особенности отечественной федеративной системы
2.3 Особенности разработки и реализации федеральных целевых программ в Пермском крае
Вывод по главе 2
Список используемых источников
Введение
Актуальность темы исследования. Первое десятилетие XXI в. для Российской Федерации было ознаменовано очередной сменой парадигмы развития федеративной системы. После периода децентрализации 1990-х гг. вновь встал вопрос о поиске основ единой и централизованной Федерации. В начале 2000-х гг. этот процесс прошел два этапа .
На первом этапе (2000-2007 гг.) шел процесс поиска концептуальных основ новой централизации. Данный процесс актуализировался в рамках построения законодательной и управленческой вертикали во взаимоотношениях между Центром и регионами и был во многом декларативным. С наступлением второго этапа (2008 г. – н.в.) встал вопрос о поиске основ оптимального функционирования сложившейся системы, обеспечивающих баланс во взаимоотношениях между Центром и регионами, т.е. о выработке комплексной региональной политики, учитывающей интересы как субъектов РФ, так и федерального Центра.
В основе региональной политики любого государства лежит принцип оптимизации. Под оптимизацией в данном случае понимается не только сглаживание текущих противоречий между отдельными регионами, но и выработка долгосрочной внутриполитической стратегии развития как всего государства, так и отдельных территориальных образований в его составе. Оптимизация невозможна без решения ряда проблем, многие из которых вытекают из предыдущей исторической практики государства и постоянно воспроизводятся.
Таким образом, при выработке сбалансированной региональной политики, вопрос появления которой в России остро встал в конце первого десятилетия XXI в., необходимо ориентироваться, в первую очередь, на поиск методов решения долгосрочных региональных проблем. Одним из таким методов является региональное программирование. В России программирование применяется, но в ограниченном формате, прежде всего, посредством разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) территориального (регионального) развития. В настоящее время в Российской Федерации реализуются следующие программы: «Юг России (2008-2013 гг.)»; Программа развития Калининградской области до 2015 г.; «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.»; «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 гг.» и «Социально-экономическое развитие республики Ингушетия на 2010-2016 гг.». Указанные программы представляют собой увязанные по целям, задачам, срокам исполнения и ресурсам комплексы социально-экономических мероприятий, имеющие слабо выраженную политическую направленность.
В связи с этим актуальность темы исследования заключается в поиске нового понимания регионального программирования как метода региональной политики для Российской Федерации. Представляется необходимым включение в оценку региональных программ политической компоненты. В данном случае возможен и желателен также обратный процесс: использование потенциала регионального программирования для решения традиционных политических (национально-политических) проблем, характерных для взаимоотношений в системе «Центр-регионы» в современной России.
Стоит также отметить, что неопределенность предметного поля, целей и задач современной отечественной региональной политики делает пересмотр методики разработки и реализации ФЦП регионального развития единственно возможным и актуальным путем для формирования комплексной стратегии территориального развития Российской Федерации.
Объектом исследования являются федеральные программы регионального развития в системе политических отношений между Центром и регионами в Российской Федерации.
Предметом исследования являются проблемы разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития в рамках конкретных ситуаций для решения социально-политических задач, возникающих в процессе взаимодействия и согласования интересов федерального и субфедерального уровней власти в современной России.
Целью исследования является развернутая характеристика процесса разработки, реализации и оценки ФЦП регионального развития и регионального программирования в целом для решения политических проблем, возникающих в процессе реализации мероприятий региональной политики в Российской Федерации, а также определение перспектив дальнейшего совершенствования отечественной системы регионального программирования.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
•провести комплексный анализ региональной политики государства как системного элемента оптимизации территориально-политической системы;
•определить потенциал регионального программирования как основного метода реализации региональной политики в России и западных странах;
•охарактеризовать особенности отечественной федеративной системы как контекста функционирования метода регионального программирования;
•определить ключевые особенности разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) как основной формы реализации метода регионального программирования в Российской Федерации;
•определить значение и роль ФЦП в структуре оптимизационных процессов в РФ;
•выявить пути и перспективы возможных трансформаций метода регионального программирования в современных российских условиях.
Теоретико-методологические основы исследования. Междисциплинарный характер политической регионалистики определяет выбор методологии настоящего исследования. В работе используются системный, структурно-функциональный (в политологическом измерении) и географический методы, а также исторический, частично социокультурный и проблемный подходы. Применяя указанные методы, необходимо учитывать, что они касаются регионального программирования только косвенно. В широком смысле они анализируют проблемы оптимизации территориально-политической системы государства, решение которых является главной задачей регионального программирования.
Гипотеза исследования. Социально-политическая эффективность реализуемых в Российской Федерации федеральных целевых программ (ФЦП) территориального развития остается крайне низкой в связи с отсутствием системного подхода к выбору регионов-участников программ, а также несоответствием координационной и оценочной составляющей процесса их реализации текущей политической ситуации в стране. Разработка и реализация отечественных ФЦП регионального развития проходит на основании экономических и финансовых критериев, использование которых не дает возможности оценить политическое состояние регионального сообщества, а, следовательно, социально-политическую эффективность программ в полной мере.
Вместе с тем системный подход к осуществлению ФЦП регионального развития предполагает обязательное использование при отборе и реализации программных проектов качественных социально-политических критериев (расколы и конфликты в региональном сообществе, особенности регионального элитогенеза, степень влияния на политический процесс в регионах российских и зарубежных бизнес-групп и т.д.).