логотип

Курсовая работа "Направления социальной политики в области обеспечения устойчивости территории"
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно
Главная Библиотека Экономические https://ypa5.ru/biblioteka/ekonomicheskie/kursovaya-rabota-napravleniya-socialnoy-politikiКурсовая работа "Направления социальной политики в области обеспечения устойчивости территории"

Курсовая работа "Направления социальной политики в области обеспечения устойчивости территории"

 2020-12-02 17:03:00 
Просмотров:  88  

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: Направления социальной политики в области обеспечения устойчивости территории

Оригинальность - 54% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 47 страниц
Год защиты - 2017

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно – правовые основы исследования социальной политики в области обеспечения устойчивости территории
1.1 Место и роль социальной политики в обеспечение устойчивости территории
1.2 Факторы, влияющие на выбор направлений социальной политики
1.3 Роль органов власти в формование социальной политики и обеспечение устойчивости территорий
Глава 2. Оценка эффективности проведения социальной политики и ее влияние на устойчивость развития территории (на примере Пермского края»)
2.1 Динамика основных показателей развития территории
2.2 Рекомендации по разработке направления социальной политики территории
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение

В настоящее время в обществе сложилась социальная дифференциация, которая выражается в заметном расслоении общества на бедных и богатых, что является одной из ее основных характеристик. Возникшая проблема бедности крайне актуальна для современного российского общества, в котором за период проведенных рыночных реформ развернулся стремительный процесс абсолютного и относительного обнищания достаточно большой части населения.
Обеспечение региональной социальной защищенности современного общества предполагает реализацию принципа всеобщности социальной политики. Целью региональной социальной политики является обеспечение устойчивого социального развития региона и повышения качества жизни населения региона. Основной сферой, влияющей на социальное развитие региона и предоставляющей для него потенциал (ресурсную базу), является социальная сфера. Учитывая современные тенденции развития территории РФ, необходимо сказать, что именно социальная политика играет важную роль в обеспечение их устойчивого развития через повышение человеческого потенциала.
Для успешного проведения политики необходима регулярная оценка результатов. Благодаря критериям оценки социальной политики, можно оценить улучшения или наоборот ухудшения в какой-либо сфере. В каждом регионе России существуют различные социальные проблемы, но в основном они все схожи между собой.

В каждом регионе есть люди, которые по той или иной причине не могут чувствовать себя полностью защищенно или уютно в современном обществе, именно таким гражданам старается помочь наше правительство. Время идет, программы принятые ранее устаревают и требуют изменений для повышения финальной цели. Поэтому, социальная политика нуждается в постоянной модернизации и повышении эффективности ее результатов и методов проведения. Для того чтобы равномерно осуществлять социальную политику во всех регионах Российской Федерации, нужно создать равные условия для развития данной политики.
Объектом исследования выступает Пермский край. Предмет исследования - направления социальной политики. Цель исследования - предложить рекомендации по выработке основных направлений социальной политики с целью обеспечения устойчивого развития территории.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и нормативно – правовые основы исследования социальной политики в области обеспечения устойчивости территории.
2. Проанализировать динамику основных показателей развития объекта исследования.
3. Предложить рекомендации для обеспечения устойчивого развития территорий в рамках реализации основных направлений социальной политики.
Методологию исследования составил функциональный подход, в соответствии с которым деятельность субъекта управления рассматривается с точки зрения оказываемых им функций. Методы исследования. В исследовании применялись анализ, синтез, традиционный анализ документов. А также, методы экономического и статистического анализа.
Информационную базу исследования составили официальные публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Территориального органа государственной федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Период исследования с 2011 – 2015 гг.

Глава 2. Оценка эффективности проведения социальной политики и ее влияние на устойчивость развития территории (на примере Пермского края»)

2.1 Динамика основных показателей развития территории

 

Пермский край является правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Он образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Численность населения Пермского края на конец 2015 года составила 2634,4 тыс. чел. Динамика численности населения Пермского края за период с 2011 – 2015 гг. представлена на рисунке 2.1.1.

Динамика численности населения Пермского края

Рисунок 2.1.1 - Динамика численности населения Пермского края, в тыс. чел.

Таким образом,  численность населения Пермского края за 5 лет увеличилась не значительно.  В Пермском крае проживают десятки различных национальностей, из них русские составляют 85%, татары – 5%, коми-пермяки – 5,5%. Иные национальности – башкиры, удмурты, чуваши, мордва, евреи, поляки, украинцы, белорусы и другие составляют 4,8%.

Коми-пермяки, удмурты, ханты и манси, жившие на территории Пермского края от начала времен, не утратили и сегодня свою этническую самобытность. Сегодня богатый фольклор, этнография и народная культура отражает местную традицию и черты самых разных территорий России. Многие народы сохранили в своей культуре элементы дохристианских верований. В регионе проживают представители более 120 различных народов[1].

Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иным законодательством края. На данный момент площадь территории Пермского края составляет  160,2 тыс. км2.

Экономика Пермского края преимущественно индустриальная, доля промышленности в валовом региональном продукте составляет более 40%. Среди ведущих отраслей производства края выделяют машиностроение, химию и нефтехимию, металлургию, топливную, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Местным сырьем обеспечивается топливная и химическая промышленность. Нефть и газ составляют основу топливной отрасли. Динамика ВРП (валового регионального продукта) Пермского края за последние пять лет представлена на  рисунке 2.1.2.

[1] Паспорт Пермского края. Режим доступа: http://www.mid.ru/

Динамика ВРП Пермского края

Рисунок 2.1.2 - Динамика ВРП Пермского края, млрд. руб.

По данным рисунка, можно сказать о положительной динамике ВРП Пермского края за исследуемый период. Рост валового регионального продукта свидетельствует об экономическом росте в регионе.

Для достижения экономического роста необходима активизация инвестиционной деятельности, мобилизация инвестиций в реальный сектор экономики и их эффективное использование. В таблице 2.1.1 представлена динамика основных социально – экономических показателей развития Пермского края.

По данным таблицы 2.1.1, можно сказать, что за 5 лет в Пермском крае увеличение численности населения на 0,13%, при этом среднегодовая численность трудоспособного снизилась на 4,98%. Численность безработных в Пермском крае в 2015 году составила 81,7 тыс. чел. Это на 21,52% меньше чем в 2011 году. Отмечается рост среднедушевых доходов населения. Также, следует сказать о положительной динамике ВРП. Доходы консолидированного бюджета за пять лет выросли на 17,07%, расходы же выросли на 22,83%.

Дефицит бюджета по итогам 2015 года составил 6 млрд. руб. Для сравнения в 2011 году профицит составил 0,2 млрд. руб. Макальное значение данный показатель достиг в 2014 году в размере 11,4 млрд. руб. В целом, следует сказать, что за пять лет социально – экономические показатели в целом продемонстрировали положительную динамику.

Оборот организаций г. Перми, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (без организаций с численностью до 15 человек), за 2016 год составил 994,1 млрд. рублей, или 97,0% к 2015 году (в действующих ценах).

В 2016 году объем отгруженной продукции собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил в действующих ценах 1270,4  млрд. руб.[1]

Далее, рассмотрим как основные направления социальной политики (отраженные в п.п. 1.3) оказали влияние на  показатели уровня жизни населения, проживающего на территории Пермского края.

Изучение динамики основных социально – экономических индикаторов уровня жизни населения начнем с анализа среднего размера назначенных пенсий за период с 2011 – 2015 г. Источником информации о динамике показателя служит краткий статистический сборник «Пермский край в цифрах». Динамика среднего  размера  назначенных пенсий в Пермском крае представлена на рисунке 2.1.3.

[1] Пермский край в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2016. – 179 c.