логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Теоретические и практические особенности развития педагогической компетенции у молодых специалистов по физической культуре в вуз

 2022-10-03 10:11:59 
Просмотров:  24  

Статья по дисциплине «Физическая культура»

Тема: Теоретические и практические особенности развития педагогической компетенции у молодых специалистов по физической культуре в вузах

Оригинальность - 69% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 8 страниц
Год защиты - 2019

Содержание

В статье рассматриваются вопросы перспективы развития педагогической компетенции основанной на личностно-ориентированном обучении, формировании педагогической позиции, профессионализма и личностных качеств.
Ключевые слова педагогическая позиция, профессиональная компетенция, творчество, педагогическое мастерство, профессионализм.

Введение

Социально-экономическое преобразование в нашей стране и в обществе в целом оказали влияние на развитие высшего педагогического образования в целом и спортивно-педагогическое в частности. Наметились ведущие направления развития процесса преобразования системы высшего физкультурно-педагогического образования.
Можно выделить наиболее существенные направления:
- многоуровневая подготовка педагогических кадров;
- преобразование содержательной части и специфики педагогической деятельности, обусловленной формированием современных типов учебных заведений, конкуренции, сменой приоритетов;
- инновационно-творческая направленность преобразования педагогической деятельности.
В работах ряда специалистов прослеживается общая идея о том, что современное образование должно ориентироваться непосредственно на личность студента.
В частности в работах Зволинской Н.Н. Маслова В. И. говорится о необходимости организации личностно-ориентированного профессионального образования, с целью подготовки наиболее грамотного, способного эффективно взаимодействовать с профессиональной средой молодого специалиста.
В противоположность данным научным изысканиям существует другая точка зрения - коллективное образование. Ее придерживается И.Г. Литвинская и М.А. Мкртчян. Суть ее заключается в том, что в условиях современной быстро меняющейся экономической жизни, многие взрослые не удовлетворены своим образованием и хотели бы получить дополнительные навыки. При этом нет такого большого количества специалистов, способных удовлетворить данную потребность. В связи с чем возникает необходимость коллективного образования, направленного на создание групп общих образовательных направленностей, объединенных общими интересами и увлечениями, а также желанием приобрести достаточные необходимые знания и навыки.
Несомненно, и та и друга точки зрения дают почву для размышлений.
В современных условиях, когда все наше общество формирует принципы гуманизма, наиболее приемлемым будет принцип ориентации на личностные качества в процессе формирования грамотного специалиста.
Рисунок 1. Структура профессиональной компетентности
Рассматривая педагогическое образование как систему ученые доминирующую роль отводят личностному потенциалу молодого специалиста, его способностям адаптироваться в условиях развития инноваций.
В ходе литературного анализа мы пришли к выводу о том, что наметились новые тенденции в организации профессиональной образовательной деятельности:
- личностно-деятельностная, взаимосвязанная с инновационными технологиями в процессе обучения, имеющими цель обеспечения перехода от стороннего формирования личности непосредственно к науке развития данной личности;
- многосубъектная, обеспечивающая позицию молодого специалиста как субъекта образовательных отношений, его статус как личности наделенной уникальностью, персональными особенностями, профессиональной подготовкой;
- индивидуально-творческая, регулирующая установление формы взаимоотношений студента и преподавателя;
Культурная, оказывающая влияние на формирование структуры и содержание высшего педагогического образования путем установления приоритета развития науки человекознания.
Происходит процесс перестройки обучающей деятельности преподавателя на познавательную характеристику деятельности студента.
Основной спецификой эффективности образовательной деятельности системы высшего образования становится уровень сформированности у молодых специалистов навыков самоанализа, познавательных интересов, развитие стремления к постоянному саморазвитию, повышению уровня профессионализма.
Для достижения творческого результата необходимо развивать профессионализм личности, креативность, профессионализм деятельности. Профессионализм молодого специалиста по физической культуре в большинстве своем определяется педагогической компетентностью. Это подразумевает:
- осознание реального уровня собственной компетентности на отдельных этапах профессионального развития, необходимости его роста;
- наличие объективного увеличения знаний, навыков и опыта в сфере образовательной деятельности в процессе обучения;
- активное желание повысить уровень компетентности.
Существуют основополагающие условия формирования педагогической компетенции: целостность и единство теоретической и практической подготовки; реализация междисциплинарной интеграции; учет исходного уровня компетентности и его динамики основанный на дифференцированном подходе к студентам, профессионально-педагогическая тенденция, преемственность развития компетентности в образовательном процессе, его методическое обеспечение. Высокий уровень профессиональной компетенции среди выпускников вузов во многом будет оказывать определяющее значение при формировании педагогической позиции будущих специалистов по физической культуре и спорту.
На сегодняшний день перед системой высшего образования ставится приоритетная задача – формирование педагогической позиции молодого учителя-специалиста, поскольку она является проявлением личностных качеств и проявляет конкретное отношение к профессионально-педагогической деятельности, целям и задачам ее деятельности, а также подразумевает инновационный подход к профессионально-педагогической деятельности. Именно педагогическая позиция благоприятствует развитию профессионализма молодых специалистов по физической культуре, творческой индивидуальности и определению своей личности как учителя.
Формирование таких педагогических качеств личности молодых специалистов, как педагогическая направленность, педагогическое мастерство, педагогическая готовность к деятельности, креативность во многом определят наличие и степень проявления педагогической позиции.
Рисунок 1. Процесс профессиональной подготовки специалиста
Рассмотрим, как формирование педагогических категорий мы определили в образовательном процессе.
Определяющим фактором в подготовке будущих учителей является формирование педагогической направленности личности студента.
Педагогическая практика имеет большое значение в формировании профессионально-педагогической направленности, так как студент в условиях, максимально приближенных к самореализации, способен реализовать свои способности, понять и научить детей.
Включение методов и приемов, имитирующих деятельность учителя по физической культуре, в учебные занятия по спортивно-педагогической деятельности способствует формированию профессионально-педагогической направленности.
Развитие творческой направленности личности в процессе подготовки молодого учителя-специалиста исследуется в работах многих ученых-исследователей. Акцентируя внимание на индивидуальности творчества, авторы отмечают потребность формирования личного опыта творческой деятельности, который они рассматривают как взаимосвязанный процесс накопления новых знаний в процессе практических действий и усвоения существенных навыков, основанных на полученных знаниях. Опыт самостоятельной деятельности формирует основу для саморазвития.
Формирование ориентации на креативность осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, в том числе учащимися в активном поиске новых способов решения различных видов педагогических задач, развивающих любопытство, познавательно-творческий интерес к своей профессии.
Повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется склонностью будущего учителя к инновациям.
Преподавателям спорта приходится работать в ситуациях постоянных нововведений, которые касаются не только занятий спортом, но и изменения мировоззрения студентов спортивных вузов. Инновационный процесс должен быть связан с диалоговыми формами, проблемным методом обучения. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов по физической культуре. Высшее образование направлено на подготовку разностороннего специалиста и специалиста с общей культурой, способностью ориентироваться в различных образовательных технологиях и применять их в изменяющемся обществе, выбирать собственную линию обучения.
Теоретический анализ показал, что процесс формирования комплекса знаний и личностных качеств будущих специалистов по физической культуре наиболее осмысленно осуществляется в структуре общепедагогической подготовки студентов вузов физического воспитания, блока психолого-педагогических дисциплин в рамках основы учебной практики, а также через специальные курсы.
Следует отметить, что важным звеном в подготовке физкультурных кадров является блок спортивно-педагогических дисциплин, который должен обеспечивать не только высокий уровень практической подготовки, но и формирование личностных качеств учителя.
Основное внимание при прохождении спортивно-педагогической дисциплины уделяется развитию двигательных навыков, повышению уровня технической подготовки, двигательной подготовленности.
Таким образом, в процессе подготовки в университете студент в первую очередь формируется как личность, готовая к выполнению профессиональных задач, и педагогическая позиция может рассматриваться как центральный, неотъемлемый элемент профессионального и личностного развития.
Педагогическая позиция в вузе ориентирована на личные проявления, определенное отношение к педагогической деятельности, ее целям и задачам, а также предполагает инновационный подход к деятельности, она должна способствовать развитию творческой индивидуальности и развитию в качестве преподавателя будущих специалистов.
Список литературы
1.Евсеев С.П., Шашкин Г.А., Алфимов Н.Н. и др. Опыт преподавания допол¬нительных глав общетеоретических профессиональных дисциплин (спецкур¬сов) в системе высшего профессионального образования / / Теория и практика физической культуры. 2008. №11/12. С. 32—33.
2.Зволинская Н.Н., Маслов В. И. Пути обновления квалификационной харак¬теристики специалиста по физической культуре и спорту // Там же. 2013. №12. С. 40-44.
3.Пономарев Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях Дис. ... д-ра пец наук. СПб., 2013.
4.Прохорова М.В., Семенов А.Г., Баева Т.Е. Основы акмеологии: Учеб, пособие / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2004.
5.Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 2008.
6.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Е1. Педагогика: Учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, завед. М., 2012.