логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Статья " Изучение методов занятий физической культурой студентов высших учебных заведений"

 2022-09-30 10:35:41 
Размер: 463.5 KB 
Скачано: 0 раз

Статья по дисциплине «Физическая культура»

Тема: Изучение методов занятий физической культурой студентов высших учебных заведений

Оригинальность - 64% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 10 страниц
Год защиты - 2019

Содержание

В статье сфокусировано внимание на изучении методов занятий физической культурой студентов ВУЗов. Показана система методов, используемых в физическом воспитании студентов ВУЗов, направленных на развития основных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости. Раскрывается игровой метод и метод интервальной тренировки как классические специфические методы занятий физической культурой. Как педагогически инновационный метод представлен метод интерактивного обучения с акцентированием внимания на методе кейсов case-study.
Ключевые слова: физическая культура, студенты ВУЗов, педагогика, методы занятий физической культурой, метод подвижных игр, интервальный метод тренировки, интерактивные методы, метод кейсов case-study.

Основная часть

В современных условиях у лидирующих мировых государств прочно сформировалось общее понимание роли и места физической культуры в жизни каждого государства, общества и личности. Современная физическая культура стала неотделимой частью общественной жизни, сегодня физкультуру принято считать социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из немаловажных элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры. [2, с. 11].
Физическая культура в ВУЗе является неотъемлемой частью становления общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Положительное воздействие физической культуру на весь организм человека известно давно. Занятия физической культурой - это не только физическое здоровье и физическое совершенствование человека, а также и симбиоз воспитательного и оздоровительного действия на личность, которые способствуют индивидуально-личностной ориентации жизнедеятельности человека. Обучение студента в ВУЗе- это педагогический процесс, направленный на развитие интеллектуально и физически гармонично развитой личности, имеющей профессиональную подготовку.
Правильно организованный процесс физического воспитания позволяет сформировать у студентов ценностно-мировоззренческую и активную социально- профессиональную позицию, что создает общекультурную основу для дальнейшего личностного и профессионального саморазвития.
Такое положение достигается, в том числе, и с помощью методов физического воспитания – то есть способов применения физических упражнений. В современном обучении используют общепедагогические- применяются в педагогике в целом и специфические - применяются только на уроках физкультуры и с их помощью решаются конкретные задачи по обучению технике, выполнению физических упражнений в игровой и соревновательной формах, воспитанию физических качеств (рис. 1)
Использование методов физического воспитания на занятиях по физической культуре в ВУЗах должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию множества физических качеств, а так же укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, то есть занятия избранным видом спорта, допустим только для профессиональным спортсменов.
Рассмотрим игровой и метод интервальной тренировки как один из классических примеров специфической группы методов.
Так, в системе физического воспитания игра применяется как способ решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Суть игрового метода состоит в том, что двигательная деятельность студентов строится на основе содержания, условий и правил игры.
Присутствующие в игре элементы соперничества требуют от студента значимых физических усилий, что делает игровой метод эффективным в воспитания физических способностей, становится способом организации смешанной деятельности на основе замысла, где цель достигается в рамках регламентированного соперничества между участниками. Обширный выбор различных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре дают возможность формировать у студентов самостоятельность, инициативу, творчество, целеустремленность и другие ценные личностные качества [3, с. 88].
Необходимость соблюдать условия и правила игры в условиях противоборства дает возможность целенаправленно воспитывать у студентов моральные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, осознанную дисциплинированность, волю, коллективизм. Свойственный игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности содействует формированию стойкого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
Кроме множественного числа игр – подвижных и спортивных – существует большое разнообразие игровых упражнений (игр-заданий и соревновательных упражнений). Хорошо отлаженный игровой процесс содействует овладению основами спортивной игры и смело может быть назван естественным методом обучения. Его главное достоинство состоит в достижении мотивации студентов к изучению его содержания.
Для того, чтобы у студентов поддерживать повышенный интерес к занятиям физкультурой и улучшению эмоционального климата на занятиях, рекомендуется применять самые разные подвижные игры, которые отличает активная деятельность по точному и своевременному выполнению заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Одной из значимых задач на занятиях физкультурой является развитие у студентов быстроты. Чтобы повысить психоэмоциональный компонент занятия и увеличить у студентов к нему интерес, использование игрового метода принято считать одним из самых эффективных. Быстрота – физическое качество , отличающееся способностью выполнять двигательное действие с максимальной скоростью за наименьший промежуток времени.
Для того, чтоб развивать быстроту, на занятиях по физкультуре используются подвижные игры, Так, например, игра «попади мячом» способствует развитию быстроты и ловкости у студентов. Участники игры строятся в круг на площадке, в центре стоит преподаватель с маленьким мячом в руках. Он подкидывает мяч вверх, при этом называя имя кого-нибудь из играющих студентов. Все быстро разбегаются, а игрок, имя которого назвали, пытается поймать мяч. Как только он поймал или взял мяч, он громко говорит: «Стой!». Все участники должны остановиться, а игрок бросает мяч в кого-нибудь, стараясь попасть в ноги (рис.2).
Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим. Если игрок с мячом не попал в выбранного игрока, то он быстро бежит за мячом, берет его и снова говорит «Стой!» игрокам, которые убегают от него. Если ведущий в три броска в кого не попадает, игра начинается сначала. [4, с. 220]
Также на занятиях по физкультуре эффективно применяется метод интервальных тренировок. Методика его состоит в том, чтобы многократно повторять «серии» комплекса специальных упражнений с наибольшей интенсивностью. «Серии» чередуются с точно определенными периодами отдыха. Время отдыха между «сериями» не должно превышать 5 минут: такой перерыв между основным комплексом необходим и достаточен для восстановления ЧСС (частота сердечных сокращений) для последующего выполнения следующей «серии» с предельно возможной интенсивностью.
Студенты, которые только начинают заниматься по методу интервальной тренировки, на занятиях физкультурой смогут укрепить сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, развить двигательные качества. Возможно применение аэробной и силовой, скоростно- силовой нагрузки, которые прекрасно формируют мышечный каркас. [1, с. 32]
Главная цель для применения интервально метода на занятиях физической культурой в ВУЗе заключается в развитии у студентов выносливости, гибкости, координации, статической и динамической сила, а также развить мотивацию к самостоятельным тренировкам помимо учебы.
Продолжительное сидение в неподвижном состоянии в большинстве случаев является развитием побочных проблем со здоровьем, связанных с вегетососудистой системой. Поэтому в данном случае интервальный метод тренировки особенно эффективен как профилактика утомляемости и деградации физической и умственной работоспособности, а также для повышения работоспособности в длительных сидячих условиях (рис.3)