логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Сущность правовых проблем опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

 2017-08-14 10:24:29 
Просмотров:  12  

Дипломная работа по дисциплине «Гражданское право»

Тема: Сущность правовых проблем опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

Объем - 57 страниц
Год защиты - 2014

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей
§ 1. Понятие и значение опеки и попечительства
§ 2. Правовое регулирование института опеки и попечительства
Глава II. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству
§ 1. Основания и порядок установления опеки и попечительства
§ 2. Права детей находящихся под опекой и попечительством
§ 3. Права и обязанности опекуна и попечителя
Глава III. Изменение и прекращение опеки и попечительства
§ 1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
§ 2. Прекращение опеки и попечительства
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что действующее российское законодательство, призвано заниматься решением социальных проблем детей, оставшихся без родительского попечения. Устройство и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей одна из острых проблем в России. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Целью устройства детей, оставшихся без родительского попечения, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание. Опека и попечительство дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье и предоставить возможность установить контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Принятие закона об опеке и попечительстве было необходимостью не только для введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и для приведения к единообразию в этой части законодательных актов субъектов РФ. Принятие данного закона позволяет решить множество вопросов.
Условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию, образовались при применении различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. Неоднократно обращалось внимание в науке семейного права на совпадение соответствующих правоотношений.
Вопрос об опеке и попечительстве периодически исследуется в науке гражданского и семейного права. Таким образом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна или попечителя и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой и попечительством; порядок установления и прекращения правоотношений по опеке и попечительству. Реформирование системы опеки и попечительства, повлекло за собой внесение изменений в гражданское, и в семейное законодательство, обусло-вило множество новых вопросов и усилило актуальность предпринятого исследования. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.
В большей степени опека и попечительство основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о несовершеннолетнем или не-дееспособном члене семьи. Но в результате проведенной реформы приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Например: ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве»: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации... 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации...». Таким образом, особенности определяются семейным законодательством, а общие положения определяются гражданским.
Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты - предварительная опека и попечительство, договор об осуществлении опеки и попечительства и другие, которые нуждаются в научном осмыслении и их обосновании.
Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего со-вершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетов закономерностей их развития в современных условиях.
Несмотря на использование меры по улучшению устройства и воспи-танию детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях современной России количество детей возрастает. В нашей стране каждый год более полумиллиона детей различного возраста остаются без попечения родителей. Дети обездоленные, брошенные и покинутые собственными родителями, относятся к тем, которые имеют необходимость в заботе со стороны государства. В данный момент термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» получил официальное признание. Права на защиту и государственную помощь говорится в Конвенции о правах ребенка (ст. 20)
Опека и попечительство одна из распространенных форм права для устройства не достигших совершеннолетия граждан. В ней заложены-возможности, которые позволяют устроить судьбу ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющего необходимость в социальной заботе; а именно проживание в семье и контроль обеспечивающий соблюдение его прав и интересов.
Целью исследования дипломной работы является выявить сущность правовых проблем опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения этой цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать институт опеки и попечительства в системе российского законодательства;
- охарактеризовать субъективные отношения опеки и попечительства;
- выявить особенности правовой защиты детей, оставшихся без попе-чения родителей;
- рассмотреть закрепленные законодательством порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
Объектом исследования общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предметом дипломного исследования является опека и попечительство детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретической основой дипломной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых-юристов: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой и других, теоретических проблем сферы правовой защиты семьи, социальной сферы и развития законодательства, законодательные и нормативные документы.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного, гражданского, административного законодательства, а также применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы государственными органами управления, судами при определении стратегии сохранения детей в семье и предотвращении семейных конфликтных ситуаций.
Представленная дипломная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы.