логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Тьюторство и тьюторское сопровождение детей в школе

 2017-04-05 06:47:38 
Просмотров:  17  

Контрольная работа по дисциплине «Педагогика»
Тема: Тьюторство и тьюторское сопровождение детей в школе
Объем - 14 страниц
Год защиты - 2015

«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, достаточно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. В обычной педагогической практике словосочетание «тьюторское сопровождение» сразу вызывает ассоциации с английским элитарным образованием, средневековыми университетами и наставниками нерадивых «школяров». В российских школах тьюторы появились совсем недавно – буквально в последние 10-15 лет. Вместе с тем тюторские программы – в том или ином виде – в настоящее время существуют примерно в 30 школах России.
Тьютор – от англ tutor - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу. [7]
Как указывает Н.В. Рыблкина, термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. Стать студентом в средние века было несложно. Вступительных экзаменов не было, достаточно было обратиться к университетским властям, заплатить вступительный взнос и записаться на тот или иной факультет. Университет свои требования предъявлял только на экзаменах, в остальном студент должен был сам выбрать, каким наукам обучаться, каких профессоров и какие предметы слушать, а, следовательно, и кому за это платить. Посетит ли он одну лекцию или пожелает изучить весь курс полностью – также зависело от школяра. К тому же, за конкретным университетом студенты закреплены не были, и в поисках такого обучения, которое им больше нравится, в любой момент могли уйти в другое учебное заведение. Что и делали, как известно из разных средневековых источников, с немалым удовольствием. Понятно, что каждый профессор был заинтересован получить как можно больше желающих слушать именно его лекции. [9]
Даже в том случае, если преподаватель был священником, и получал плату от церкви – дело было не только в гонорарах, но и в научном престиже. В подобных условиях появляется тьютор – посредник между университетом в лице профессора и студентом. Собственно, это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам – советуя студенту, какие курсы посетить, помогая ему составить индивидуальный план занятий, тьютор выполнял необходимую для своего времени функцию: адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. К тому же средневековые студенты были «недисциплинированы, склонны к богемной жизни, вспыльчивы, любили покутить, выпить винца, провести время с женщинами и попеть песни». Поэтому на тьюторе лежала еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента. Тьюторами становились, как правило, земляки – в средневековых университетах существовало деление студентов по нациям (французы, норманны, пикардийцы, немцы), а также старшекурсники, растолковывавшие лекции новичкам. Для тех из них, кто после окончания университета сам собирался стать профессором и учить студентов, это была еще и своеобразная практика. При этом тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов. [11]
В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.
А.А. Барбагира и Н.В. Федорова упоминают об официальном признании тьюторской системы частью английской университетской системы в XVI в. и
постепенном вытеснении профессорской. Авторы называют следующие характеристики тьюторской деятельности: 1) выстраивание индивидуальной образовательной траектории, личностно-ориентированный характер общения, регулярные занятия одного-двух студентов с преподавателем; 2) наличие трех преподавателей, выполняющих разные функции: руководитель, моральный наставник (moral tutor) и тьютор (tutor), осуществляющий обучение студента.
Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д.п.н. Ковалевой Татьяны Михайловны, которая создала в г. Томске школу «Эврика-развитие». Именно эта школа стала «рассадником» тьюторства в России. Именно в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. Именно томские педагоги поехали работать в Москву первыми московскими тьюторами. Как уже было сказано, сейчас школ, реализующих тьюторские программы довольно много, но далеко не все школы, заявившие о своем стремлении использовать тьюторскую технологию, сохранили своих тьюторов, пережили период становления. Тьюторские технологии распространяются в школах России, но довольно медленно. Возникает впечатление, что далеко не в каждом образовательном учреждении тьюторство как технология образования может закрепиться и эффективно действовать. [8]
В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс. Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. [4]
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать. Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится. Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира. [13]
Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.
В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам. Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире. [5]
Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока. Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики. Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность «тьютор» не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.
Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725) и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) закрепляют официальный статус тьюторства в России. [14]
Функционирование центров тьюторства при различных крупных образовательных структурах (например, Центр тьюторского сопровождения при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ в Москве, Центр тьюторского сопровождения образовательного процесса при Московском институте открытого образования, Ассоциация тьюторов в Томске, Центр тьюторства в Волгоградской академии повышения квалификации), разработка и апробация программ повышения квалификации по тьюторству говорят о широком практическом распространении данного явления в России.
Тьютор – преподаватель особого типа, преподаватель, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию, и саморазвитию. Институт тьюторства в отечественной системе образования возник одновременно с распространением открытого дистанционного профессионального образования (ОДПО), но сегодня все еще находится в стадии становления. Как правило, тьюторством занимаются либо специалисты той сферы деятельности, которая осваивается обучающимися (например, менеджеры в промышленности, сфере услуг, в медицине и др.), либо преподаватели высшей школы. Первые, как правило, не имеют специальной профессиональной подготовки к педагогической деятельности, а зачастую и опыта преподавательской работы; вторые обладают таким опытом, но он обычно не может быть перенесен в новую форму образования.
Таким образом, формирующийся в настоящее время институт тьюторов характеризуется тем, что его субъекты не в полной мере готовы профессионально выполнять свои функции в силу отсутствия у них специальной подготовки к тьюторской деятельности. Недостаточный профессионализм тьюторов непосредственно отражается как на качестве их собственного труда, так и на качестве результатов обучения в сети ОДПО в целом. [9]
Тьюторское сопровождение в современной школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов-энтузиастов. На сегодняшний день в России существуют школы, в которых реализуется система тьюторского сопровождения. Это – школа «Эврика-развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 34 в Брянске, школа Самоопределения А.Н. Тубельского, ряд частных школ в Москве («Росинка», «Центр «ЮССТ», «Золотое сечение» и др.), Центр образования № 1455 г. Москвы, общеобразовательная школа №2 г. Кубинки и др. Особенно активно эта ситуация развернулась в Томске, где начиная с 1990 г. стала складываться группа образовательных учреждений, которая занималась разработкой проблематики тьюторства и осмысливала свой реальный опыт именно в этом контексте. Своеобразной особенностью Томской региональной площадки явилось то обстоятельство, что во всех выделившихся коллективах (школа «Эврика-развитие» (Т.М. Ковалева), школа совместной деятельности (Г.Н. Прозументова), Школа гуманитарного образования (А.А. Попов, И.Д. Проскуровская) само содержание понятия тьюторства осмысливалось по- разному. Это во многом было предопределено различными образовательными идеями групп и вследствие этого необходимостью появления тьюторской позиции как таковой. [3]
Но такое различие в подходах оказалось очень продуктивным для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики реализации этой идеи в российском образовании. За последнее время появился и в определенной степени оформился опыт успешной тьюторской деятельности в отдельных образовательных учреждениях. Так, Международный институт менеджмента ЛИНК имеет сложившуюся систему подготовки тьюторов, их аттестации, повышения квалификации, что и определяет успешность деятельности тьюторов. Современная практика тьюторства основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, психологии развития (теории продуктивного действия) Д.Б. Эльконина, гуманитарно-технологического подхода в философии и методологии, личностно ориентированного подхода и находится сегодня на стадии становления как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Сегодня существуют научные исследования, описывающие апробацию способов тьюторского сопровождения: пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска отражены в работах Т.М. Ковалевой, Е.А. Сухановой, П.Г. Щедровицкого и др.
Какими же признаками (характеристиками) должно обладать образовательное учреждение, чтобы в нем «прижился» тьютор?
В первую очередь, это образовательное учреждение должно быть инновационного типа. Тьютор как особая педагогическая позиция принципиально, качественно отличается от учителя. Главным образом это связано с совершенно иным взглядом тьютора на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не конкретные усвоенные знания, а те изменения в отношении к учению, которые появляются у ребенка. Для тьютора важны не сформированные навыки и умения, а овладение учеником обобщенными способами познавательной деятельности. Соответственно, образовательное учреждение должно быть готово на уровне доминирующей педагогической позиции, на уровне концепции школы к «тьюторскому» взгляду на ученика. Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели образования, технологии развивающего обучения. Плохо – традиционная, классическая, советская классно-урочная система обучения. Совсем не обязательно, чтобы все 100% учителей школы разделяли идеи гуманитарного и гуманистического образования, существуют некоторые критические пороги – доля учителей, которая достаточна для развития тьюторства в школе. По нашим наблюдениям – это примерно треть педагогического коллектива. Может быть у кого-то этот порог будет еще ниже. Но совершенно обязательной является «инновационность» администрации образовательного учреждения. [8]
Вторым обязательным условием становления тьюторства в школе является наличие не просто «инновационной» администрации, но администрации профессиональной, эффективной и компетентной, т.к. появление тьютора в школе всегда ведет к обострению управленческих проблем.
В-третьих – наличие опыта командной работы. Тьюторы – это всегда команда, которая готова продвигать очень сложный проект «тьюторское сопровождение». Это команда, которая постоянно должна учиться, рефлексировать опыт своей деятельности, взаимодополнять и страховать друг друга.
И четвертое это готовность администрации финансировать обучение тьюторов: отправлять на семинары и конференции, выделять время для внутрикомандных семинаров и индивидуальной самообразовательной деятельности, приглашать консультантов.
Есть еще один очень важный момент. Довольно часто тьюторство возникает как альтернатива традиционного обучения. Далеко не всегда родители, местное сообщество готовы понять ценность новой педагогической технологии. Часто надо время на постепенное «завоевывание своего места под солнцем» – среди образовательных запросов родителей. Поэтому большая школа, в которой учиться порядка тысячи учащихся, имеет дополнительный ресурс для освоения тьюторской технологии: возможность «найти своего ученика». Среди тысячи всегда найдется человек 50 детей и их родителей, с которыми можно начинать и успехи которых станут лучшей рекламой для остальных родителей и ребят.
Заимствованная за рубежом тьюторская технология в России обросла дидактическими атрибутами. Так, специфичными требованиями к тьютору как личности стали широта взглядов, чувство ответственности, контактность, психологическая устойчивость; как специалисту – владение знаниями не только по своей дисциплине, но и по смежным; как воспитателю, который формирует духовный образ личности и гражданина; как к психологу-тьюторство предполагает использование отдельных техник и приемов из практической психологии. Технология тьюторства, заимствованная из английского образования, приобретает в российской образовательной действительности особую актуальность, так как реализация проектов и программ модернизации российского образования требует организации профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования обучающихся. Существующая на сегодняшний день практика тьюторства становится ресурсом в решении этих задач. [2]

Список литературы

1.Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Критерии оценки деятельности классного руководителя Опубликовано: Повышение уровня воспитательной работы в школе. Составители Буданова Г.П., Л.Н. Буйлова - М.: Центр "Школьная книга", 2007 – 280 с.
2.Выготский, Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008 с.
3.Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в образовании Учебное пособие. – М.:. 2013. – 180 с.
4.Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора М: АПКиППРО, 2009. - 64 с.
5.Капитанская А.К., Елизаров А.А. и др. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы Пособие для системы дополнительного профессионального образования - М.: Федерация Интернет Образования, 2005. - 32 с.
6.Ковалева Т.М. и др. Профессия тьютор Московский педагогический государственный университет; Межрегиональня тьюторская ассоциация. Авторы: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. М. — Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.
7.Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 5 - 8 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 64 с.
8.Кузьмина Е.(сост.) Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику Методические рекомендации, Москва, МГППУ, 2012г, 57 с.
9.Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. – Томск: Принт, 2005. – 205 с.
10.Саенко Ю.В. Преодоление суеверности посредством активных методов обучения // Мат-лы II межд. науч.-практ. конф. «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». Кисловодск: Тьютор, 2007. - С. 379-382.
11.Самсонова Е.В., Кузьмина Е.В., Карпенкова И.В. (ред.) Профессия тьютор. Выпуск 2 Информационно-методический бюллетень. — Москва: МГППУ, 2013. — 61 с.
12.Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 76 с.
13.Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006. – 132 с.
14.Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. (ред.) Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, М.Я. Беньковский, А.А. Вербицкий, Е.Л. Гаврилова, А.Д. Ишков, Е.С. Комраков, Н.Г. Милорадова, М.В. Моисеева, А.М. Орел, Т.А. Сергеева. – М.: Образование Сервис, 2004. - 608 c.
15.Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.