логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

 2016-04-20 18:27:14 
Просмотров:  33  

Контрольная работа по Отечественной истории
Тема "Российская империя при Петре I: политические, социально- экономические и культурные преобразования"
Объем - 20 страниц
Год защиты - 2015

Содержание
Введение
Глава 1. Личность Петра I. Политические преобразования
Глава 2. Социально-экономические преобразования
Глава 3. Культурные преобразования
Заключение
Литература

Введение
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, национальные традиции, нравы, обычаи, что он чрезмерно увлекся иностранным и захотел «сделать Россию Голландией» (Н.М. Карамзин). Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития (С.М. Соловьев).
Эти, кардинально противоположные точки зрения существуют и по сей день. В связи с этим перед любым исследователем эпохи Петра I стоит дилемма – ему необходимо определить свое отношение к этому, несомненно, Великому правителю и проведенным им в разных сферах жизни государства преобразованиям, а также историческое их значение и последствия для нашего государства.
Таким образом, целью настоящей работы является определение роли личности Петра I и его реформ в истории России.
Исходя из цели, формируются и задачи работы: определить сущность и значение политических, социально-экономических и культурных преобразований Петра I для истории России.

Глава 1. Личность Петра I. Политические преобразования
Петр I Великий (1672-1725) – русский царь с 1682 г., первый российский император (с 1721). Петр I поражал всех необыкновенной силой и жестокостью, обладая при этом выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Жажда познаний, стремление к самообразованию позволили одаренному от природы Петру встать на уровне самых просвещенных людей того времени.
Царствование Петра с самых первых дней было далеко не обыкновенное; детство его было окружено опасностями; молодость прошла в беспрерывных неприятностях, в борьбе с сестрою, с крамольными стрельцами. Но это не останавливало молодого пылкого царя, любившего просвещение, жаждавшего новизны и стремившегося все старое заменить лучшими новейшими формами.
По сути, Петр взял на себя задачу изменения традиционной системы ценностей, поворота России лицом к Западу. Идеалом Петра, усвоенным еще в детстве, били европейский образ жизни, экономика и культура.
В 1697-1698 г., чтобы лучше узнать Европу, Петр организовал так называемое Великое посольство, побывав в разных странах Европы (Пруссия, Голландия, Англия, Австрия) и усвоив европейские нравы и обычаи. В Амстердаме он работал 5 месяцев на верфях как простой плотник, в Англии совершенствовался в кораблестроении и занимался науками. Вернувшись из Европы, Петр страстно обрушился на проявления традиционализма в жизни страны. Его страстным желанием стало превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же благоустроенной, богатой и процветающей.
Действиями Петра в политических вопросах прежде всего руководили идеи достижения «общего блага» и «государственного интереса», что привело к реформированию органов центральной и местной власти.
Во второй половине 17 в. общая тенденция развития государства заключалась в переходе от самодержавия, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Провозглашение в 1721 г. Петра императором означало усиление власти царя, достижение наивысшей степени централизации.
В 1722 г. Петр издал Устав о наследовании престола, по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Важным предшествием к этому Указу стало письмо Петра к сыну Алексею, написанное еще в 1715 г., в котором содержались следующие слова: «… за мое отечество и подданных не жалел и не жалею жизни своей, как же я пожалею тебя, недостойного? Пусть после меня лучше чужой хороший будет, нежели свой недостойный»!
Прежде всего Петр обращал внимание на учреждение, стоявшее во главе управления, как бы олицетворение царской власти. Для управления государством в 1711 г. был учрежден Сенат. От самого начала существования вскоре обнаружились недостатки этого учреждения, и Петр постепенно придумывал средства исправлять его несовершенства. Так, чтобы заставить исполнять приказы Сената в 1715 г. был определен особый «генеральный ревизор, или надзиратель указов».
Петр не терял надежды на совершенствование своего народа и одною из мер к тому считал выборы баллотировкой; при баллотировке в Сенат он сам присутствовал и смотрел, чтобы она производилась правильно и беспристрастно. Сначала население не понимало важности права выбора, им предоставленного, тяготилось им и старалось освободиться от него, дворяне часто вместо себя на выборы посылали своих приказчиков, пока в 1724 г. это не было запрещено Петром.
Петр только и думал о том, как бы устроить механизм государственного правления, в котором один подталкивал бы другого и один наблюдал за другим; он видел, что всё зло происходит оттого, что не было дружного взаимодействия. Потому взамен громоздкой и сложной системы приказов были учреждены подчиненные Сенату коллегии с четко определенными отраслями управления.
В 1721 г. было уничтожено патриаршество и утвержден для управления церковными делами Святейший синод. Тем самым церковь была подчинена государству. Еще в 1708 г. страну Петр I разделил на губернии во главе с губернаторами, ведавшими войсками и управлением подчиненных территорий. Губернии делились на провинции, которые в свою очередь делились на уезды. Таким образом, сложилась единая централизованная административно-бюрократическая система управления государством. При этом важно отметить, что происходившие во второй половине 17 в. в социально-политическом развитии России процессы свидетельствуют о попытках преобразований еще до Петра (Соборное уложение 1649 г., попытки реорганизации приказной системы в середине 17 в., создание «разрядов» - прообразов губерний, попытки реорганизации армии – создание полков «нового строя»).
Петр I был дальновидным государственным деятелем, искусным дипломатом и талантливым полководцем. Ему удалось основать мощные современные флот и постоянную регулярную армию (с 1705 г. Введена рекрутская повинность) по западноевропейскому образцу, ставшие одними из сильнейших в Европе. В армии были определены единые принципы комплектования и обучения, единообразное вооружение и обмундирование, было обеспечено финансирование.
Укрепление армии и финансов страны помогло России решить важнейшую внешнеполитическую проблему – овладеть выходами в Балтийское и Азовское моря.
Своими победами Петр присоединил к России Эстляндию, Лифляндию, часть Карелии, закончил Шведскую войну Ништадским миром. Тем самым к России были присоединены территории, развивавшиеся в рамках европейской цивилизации. Блистательный успех в Северной войне заставил Западную Европу с уважением смотреть на Россию и на великого её преобразователя. На возрастающую силу России смотрели с завистью, но поневоле должны были подчиняться её влиянию и дать ей почетное место в числе западных европейских держав. Для Петра же налаживание внешних отношений с соседними государствами было только средством упрочения благосостояния своего народа.
Хорошо сказал о сути противоречивости петровских преобразованиях Кондаков: «Петровские реформы, последовательно ориентированные на вестернизацию России, ее включение в мировое сообщество, приобщение к западно-европейской цивилизации, на деле были весьма противоречивым и неоднозначным процессом. Это и не могло быть иначе в условиях социокультурного и религиозно-духовного раскола страны, с одной стороны, глубоко укорененной в архаике патриархальности и средневековья – с другой, решительно шагнувшей в Новое время и занявшейся самоотрицанием».
Таким образом, мы видим, что политические преобразования петровской эпохи больше затрагивали внутреннюю политику государства, а именно, систему управления. При Петре формируется новая система управления, соединившая в себе традиционные для российского государства тенденции монаршей власти и новаторские европейские управленческие традиции.
Важно отметить, что Петр I, несмотря на свое стремление насадить европейскую систему, делал ссылки и на российские традиции. Возможно, именно поэтому многие политические нововведения спустя короткое время изменялись, дорабатывались, а порой и вовсе аннулировались. Каким бы резким в своих инициативах не был Петр I, он при этом имел важное понимание самобытности российской истории и возможности ее сепарации от европейской. Стремление к европеизации, однако, давало Петру неиссякаемый запас энергии для экспериментирования в политических (и иных) сферах жизни общества и государства.
Говоря о политических преобразованиях, стоит отметить и тот факт, что внешняя политика в основном носила традиционный порядок и развивалась в направлении, взятом еще в допетровские времена.

Глава 2 Социально-экономические преобразования
Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. В годы петровского правления было более 100 (по некоторым данным около 200) мануфактур – по сравнению с 30, которые насчитывались в стране к концу 17 века. Помимо Москвы и губерний Нечерноземного центра были сформированы новые быстро развивающиеся промышленные районы: Урал и Петербург.
Быстро развивалась металлургия, что позволило России занять ведущее в мире место по производству металла (обогнав по выплавке чугуна саму Англию) и создать несколько новых крупных оружейных заводов. Важным новшеством стал опубликованный в 1719 г. указ Петра I, провозглашавший горную свободу (давал разрешение жителям России разведывать полезные ископаемые и основывать заводы).
Активное развитие при Петре I получила и текстильная промышленность, работавшая на армию.
В первой четверти 18 в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. В рамках дальнейшего развития ремесел в 1722 г. Петром I издается указ о создании в городах ремесленных цехов.
Российская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества. И в связи с нехваткой рабочих рук на организованные Петром предприятия нанимались иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, и даже бродяги и каторжники. В связи с недостатком наемного труда в 1721 г. был издан указ о разрешении покупки и переселения на заводы крестьян заводчикам-недворянам. Кроме того, с самого начала крупного мануфактурного строительства к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати государству отрабатывали по установленным расценкам, а не выплачивали.
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Правительство Петра по отношению к русским купцам и промышленникам вело политику протекционизма, в целях поддержки купечества в 1724 г. был введен поощрявший вывоз за границу русских товаров торговый тариф – Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства.
При Петре активно предпринимались различные меры по поднятию промышленности: устроители заводов освобождались от службы; оказывалась помощь по улучшению пород овец для суконных фабрик; специалисты отправлялись на учебу за границу; на фабриках ставились усовершенствованные ткацкие станки; горным инженерам давались привилегии и проч. Так как торговля и промышленность в государстве зависят от путей сообщения, Петр уделял особое внимание исправлению дорог и установлению их безопасности, формированию внутренних водяных сообщений (начало этому процессу положило создание первого – Вышневолоцкого – канала).
Экономическое развитие государства было неразрывно связано с проводимой социальной политикой.
Указ 1714 г. о единонаследии ознаменовал окончательное слияние дворянского и боярского сословий в единый класс.
Довольный приобретенным в Европе значением, Петр боялся только одного, чтобы русские не заленились и не сложили рук в бездействии, потому он беспрерывно хлопотал о гражданском развитии России: но для этого надо было, чтобы финансы государства были в хорошем положении, а для этого необходимо было на все места посадить людей преданных, знающих и бескорыстных. Их надо было выбирать из людей, находившихся уже или находящихся еще на службе: но выбирать их необходимо было с оглядкой, в небольшом числе, чтобы не оказалось недостатка в армии и флоте, а лучше готовить годных людей для гражданских должностей. При Петре забота о том, чтобы не оказалось недостатка в военных людях, заставила позаботиться о том, чтобы гражданские должности окончательно отделить от военных и в правах и преимуществах не поставить их ниже военных. Для решения этой проблемы в 1722 г. Петром издается Табель о рангах, разделившая военную, гражданскую и придворную службы. Чиновники, достигшие восьмого класса, или офицеры получали потомственное дворянство. Таким образом господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей иных сословий.
В 1718-1724 гг. была проведена перепись мужского населения, после которой единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола». Жители города (около 3% населения страны) были прикреплены к месту уплаты подушной подати. Ремесленники обязаны были записываться в цехи и жить в городах. Все городские жители делились на две категории: регулярных (купцы, промышленники, ремесленники) и нерегулярных (чернорабочие и нанятые).
В 1724 г. был издан указ, согласно которому крестьянам запрещалось уходить на заработки без письменного разрешения помещиков. Это положило начало паспортной системе в России.
Для улучшения печального положения помещичьих крестьян от управления отстранялись помещики, которые могли употреблять свою власть во зло. В 1724г. была проведена попытка искоренения нищенства посредством переписи и отправки в богадельни или прежние места жительства всех больных и увечных.
Время петровских преобразований было периодом большой социальной мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину общественной лестницы. Знатность стала не предпосылкой, а следствием службы.

Глава 3. Культурные преобразования
«Петровские реформы» открывают собой эпоху Нового времени в русской истории, и прежде всего эру Русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность.
Русское Просвещение (18 век) – важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, общинного уклада и средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями, к культуре Нового времени. Начало этому периоду положили «Петровские реформы» (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»).
Главным содержанием петровской модернизации являлась секуляризация культуры (т.е. ее «обмирщение»), разрушившая специфическую смысловую целостность древнерусской культуры, ядро которой составляла двуединая «культура-вера». Культура Древней Руси, несмотря на многие ее внутренние противоречия, была сплошь религиозной и «застывшей», «зачарованной» – как система готовых эталонов, клише, форм этикета, из которых складывалось целое русской средневековой культуры.
Возможно, первым новшеством, коснувшемся культуры, стал отказ от традиционного для России летоисчисления «от сотворения мира» и переход на общеевропейское летоисчисление от Рождества Христова. 1 января был отпразднован новый, 1700-й, год. Тем самым «разрыв времен» произошел буквально. Это подкрепило решительность отказа от старых ценностей и принятия новых.
С активным развитием в петровский времена ремесла и торговли связано было проникновение в русскую культуры светских элементов, начался процесс «обмирщения» культуры, которому сильно противилась церковь, видевшая в нем западное влияние.
Идеал веры заменялся идеалом рационального познания, идеал святого – идеалом знающего, просвещенного человека. Богословские предметы в школе уступали место естественно-научным и техническим. Это соответствовало господствовавшему в то время в Европе умонастроению, определившему целую эпоху Просвещения второй половины 17-18 в.
Упрочение благосостояния народа Петр видел в продвижении его на пути образования. Но для этого надо было бороться с невежеством, закоренелыми предрассудками и порочностью полудикого народа.
Борьба эта была трудная, препятствия сильные, враги многочисленные и хитрые, успехи медленные и непрочные. В этой борьбе часто истощалось терпение преобразователя, но не падал его гениальный дух.
Постоянное столкновение с необразованными, незнающими подданными раздражало Петра; он видел, что выписывать на каждую потребность людей нельзя, поэтому заботился о том, чтобы образовать свой народ. Он посылал молодых людей учиться за границу; посылал уже знающих людей туда же, чтобы высмотреть, где есть что-либо полезное, изучить это и применить к России. По мере потребностей продолжали образовываться специальные школы. В петровское время в России впервые были созданы основы системы естественно-научного и технического образования. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701 г.), Инженерная школа (1712 г.), Медицинское училище (1707 г.). Петр I предписал всем дворянским детям обязательно учиться грамоте, для чего были учреждены школы.
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
В 1721 г. Петр учредил особую школу, где приучали подьячих к делу, учили арифметике, бухгалтерии, стилю писем и бумаг, без этих знаний в службу не определяли. При Петре были заложены основы развития русской науки. В 1724 г. была основана Академия наук, которая заключала в себе зачатки трех различных заведений: гимназии, университета и академии.
Мысль о том, чтобы была написана история России, постоянно занимала Петра, но он видел, что приступить к этому труду невозможно за недостатком материалов. Однако в 1722 г. он приказал из всех монастырей в Московский Синод прислать для создания копий все рукописи, заключавшие в себе летописи и хронографы. Это положило начало формированию архивов.
Петр не только научил своих подданных грамоте, он сделал больше: он дал им совершенно новый язык, целиком, или почти целиком созданный им, как и многое остальное. В 1700 г. он поручил основать в Амстердаме русскую типографию. Таким образом было выпущено первое издание русских книг, трактующих о самых разнообразных предметах: то были книги по истории, географии, языковедению, о военном искусстве и искусстве мореплавания. В 1707 г. эта типография открыла отделение в Москве с русским алфавитом. Это был гражданский шрифт, названный так в противоположность старому славяно-сербскому алфавиту, усвоенному церковью. Петр тотчас принял его для первого издания, бывшего учебником геометрии. Затем последовали переводы сочинений, имеющих отношение к военным наукам, теологические и исторические произведения Пуфендорфа.
Книги, взятые во время Северной войны в Митаве, составили первое основание библиотеки, бывшей прямым плодом победы.
Роль и значение периодической печати также не укрылись от беспокойного взгляда великого человека. С 1701 г. барону Гюйссену было поручено поддерживать хорошие отношения между царем и европейским общественным мнением. Он переводил, издавал и распространял все постановления царя, имевшие отношение к военной организации империи; приглашал ученых всех стран посвящать их труды Его Царскому Величеству. Он субсидировал лейпцигскую газету Europaeische Fama, честно возвращавшую царю его деньги в форме комплиментов и лести.
Начало первой русской газете было положено приказом Петра от 16.12.1702 г. и уже 02.01.1703 г. вышел первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Появление первой русской газеты было другим окном, открывшим доступ для воздуха и света с Запада. До этого времени в России только один царь, или почти он один, знал, что делалось за границей, так как выдержки из иностранных газет были предназначены только для царя и его приближенных. Все новое, что происходило внутри страны, передавалось только из уст в уста, искажалось и поселяло заблуждения. Первый номер газеты содержал разъяснение о количестве пушек, только что отлитых в Москве, и о числе учеников, посещавших недавно основанные школы.
Неизбежный «упадок литературы» при Петре компенсировался информативностью словесных произведений; борьба со словесным этикетом породила упразднение многих запретов как в бытовом поведении, так и в искусстве; рождались новые жанры и стили в искусстве, прежде немыслимые (например, жанр путешествий, «гисторий», «эпистол», кантов и др.); апофеоз вещи и практического действия раскрепостил сюжет литературно-художественных произведений, ставший более занимательным и динамичным; в результате усиления интереса к вещам и вещественной стороне реальности русской культуре удавалось осваивать новые, прежде заповедные для нее смысловые области и темы.
Реальность мира стала описываться и толковаться более адекватно и вне соотнесения с вековыми идеалами религии и традиционной этики и эстетики; жизненный и житейский опыт стал постоянным предметом отражения в литературе и искусстве. Литература петровского времени не породила собственного художественного стиля, зато полем ее зрения стала действительность во всей ее широте и безграничности, особенно же то новое, что стало появляться в реальности под влиянием петровских реформ.
Искусство Петр тоже не забывал, по его приказанию молодых людей отправляли в Рим учиться архитектуре.
Тенденция обмирщения культуры отразилась в иконописи и распространении в России портретной живописи – парсуны. В конце 17 в. появились парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в 18 в.
Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы из Москвы в Петербург. Новая столица строилась как образцовая, на европейский манер. Обмирщение культуры ярко проявлялось в Петербурге, где Петр в полной мере наслаждался своей европейской столицей, где и костюмы были европейские, и дома носили отпечаток европейской архитектуры. Петр от ранней молодости любил общественные увеселения, и характер этот невольно сообщился жителям новой столицы. Немецкие музыканты здесь в полдень играли на трубах и флейтах. На Троицкой площади давали театральные представления. Катания по Неве и маскарады стали не только общим, но даже обязательным для всех общественным увеселением. С 1718 г. обязательными стали ассамблеи – вольные собрания, учрежденные не только для забавы, но и для дела. На них могли присутствовать и общаться между собою все, начиная с высших чинов до обер-офицеров и дворян, допускались купцы и мастеровые люди; мужчины и дамы. Таким образом Петр воспитывал свой народ! Он хотел пробудить своею деятельностью деятельность своего народа, он его учил и заниматься, и веселиться.
При Петре развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. В 1719 г. флотские офицеры И. Евреинов и Ф. Лужин отправляются для исследования берегов Камчатки, чтобы по настоянию Петра узнать, соприкасаются ли между собой с этой стороны Азия и Америка. Результатом этой экспедиции стала только карта Курильских островов. Но Петр не успокоился на этом и при помощи Беринга в дальнейшем все-таки разрешил этот вопрос. К 1717 г. была создана карта Каспийского моря, уточняющая неточные сведения, имевшиеся в то время на Западе. В 1721 г. 30 картографов работали в разных местностях России.
Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. кунсткамера – первый отечественный естественно-исторический музей. Чтобы основать музей Петр взывает к усердию всех своих подданных и берет, не относясь чересчур взыскательно, всё, что ему дают в качестве достопримечательностей.
Недоставало еще художественного музея, поэтому в 1717 г. Петр заказал флорентийским художникам две статуи, изображавшие Адама и Еву. В 1713 г. он предпринимает покупки в Риме. При музее была устроена Академия искусств, странным образом соединенная с канцелярией арсенала. Вход в музей был бесплатным. Петр был решительно против взимания даже скромной платы, напротив, по его приказанию посетителям предлагали даже бесплатные освежительные напитки.
В садах, окружавших Летний дворец, были помещены для украшения 60 групп, изображавших басни Эзопа. Позолоченным свинцовым фигурам не доставало красоты, но само поучительное намерение было прекрасно.
Петр не позабыл и о театре, как об орудии умственной пропаганды. Петр уничтожил интимный характер существовавшего ранее театра, перенес его на Красную площадь и открыл доступ в него широкой публике. Он хотел также иметь русскую труппу, играющую русские пьесы, и добился этого. В 1714 г. царевна Наталья посетила в Петербурге русских актеров, игравших комедии и трагедии. Она сама заведовала постановками и механикой, рисовала декорации и писала пьесы, изобиловавшие политическими намеками и нравоучительными тенденциями. Был также составлен оркестр русских музыкантов. Петр очень любил музыку, особенно религиозную. Начиная с 1720 г. он часто приглашал играть при Дворе оркестр герцога Голштинского, впервые познакомивший русских с сонатами, соло, трио и концертами знаменитых тогда немецких маэстро, как Телеманн, Кайзер, Шульц, Фукс, или итальянских, как Кореллини и Порпора.
В рамках рассмотрения петровских культурных преобразований стоит сказать о культурном расколе русского общества, начавшемся еще в конце 17 в. Суть его состояла в различии миропонимания крестьян с их традиционными понятиями и продвинутых, европеизированных сословий, получавших образование на европейских языках. Усугублялось это и разницей в одежде, и в языке. Все это препятствовало распространению нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди основной массы населения.
Таким образом, оппозиция религиозного и светского дополнялась в петровское время противопоставлением центра и периферии; просвещенного меньшинства (элиты) – непросвещенному большинству (массе); целенаправленной государственной культурной политики – спонтанной и стихийной народной культуре. Некогда единая и цельная (в Древней Руси), русская культура с начала «Петровских реформ» стала активно члениться, структурироваться, перестраиваться в качестве системы европейского типа.
Исследователь петровской эпохи И.В. Кондаков отмечает еще один важный момент: «Смешение различных форм поведения в Петровскую эпоху (стилизация и пародийность, ритуал и эпатажный антиритуал, официальность и «партикулярность» поведения) при общенародном укладе жизни, резко отличавшемся от жизни дворянства, обострило ощущение стиля поведения, который индексировался различным образом в зависимости от характера пространства (Петербург и Москва, Россия и Европа, подмосковное имение и заглазное и т.п.), от социального положения (служащий или отставной, военный или статский, столичный или провинциальный и др.) и иных аспектов. Соответственно дифференцировались различные «знаки» поведения – манера разговора, походка, одежда, жестикуляция, лексика и т.д. Вся жизнь дворян, начавших вести себя по правилам, внедренным Петром, превращалась в импровизированный театр без границ».
Таким образом, принципиально новыми феноменами, немыслимыми в рамках традиционной русской культуры, явились – в результате петровских реформ – библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая и усадебная архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с «инерцией слова» были связаны в Петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характерных для средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы (ориентированной на динамичную, разомкнутую в будущее событийность – в противоположность древнерусским представлениям о культуре как о вселенском, вневременном континууме – «эхе вечности», обращенном в прошлое), с освоением новых предметных областей и смыслов. Искусство развивается по преимуществу как окказиональное, т.е. созданное «по случаю» (вирши и театральные постановки, архитектурные сооружения и портреты, песни и канты, тематические проповеди и приклады).
Однако петровские преобразования в российской культуре, путь, пройденный великим инициатором, а вслед за ним и его народом, не может быть измеряем только лишь физическими следами. Мерилом для него нужно брать общее движение умов и душ, вызванное реформами, и изменения мыслей и чувств, бывшие их следствием. Отвратить умы от религиозных интересов и обратить их на предметы светские, общечеловеческие было великим делом. Петр сделал светским даже духовенство! Этот ураган новых идей и новых чувствований, отрывающий души от их привычек, от их предрассудков, от ихалтарей, поднимающий их с ложа вековой лени и бросающий в водоворот пробуждающейся умственной и духовной жизни, создал современную Россию. И это также и больше всего было делом рук Петра Великого.
Таким образом, ясно видно, что петровские преобразования в культурной сфере жизни российского государства носили весьма широкий размах и были направлены на всестороннее просвещение населения, на развитие его интеллектуального и производственного потенциала. В своем стремлении сделать Россию передовым государством Петр выбрал единственно верную стратегию – начать с развития человеческого капитала.

Заключение
Петр I Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования, проведенные этим правителем, настолько грандиозны по своим последствиям, что имеются все основания говорить о допетровской и послепетровской России.
Экономика страны при Петре I получила значительно развитие.
Сложилась новая структура общества с четким сословным принципом, регулируемым государственным законодательством.
Реформы Петра I могут оцениваться историками, политиками, деятелями культуры и о обывателями резко негативно (как меры, обрекавшие страну на разорение, приведшие к консервации феодально-крепостнической системы, нарушению прав и свобод личности, вызвавшие дальнейшие потрясения в жизни страны) или позитивно (исторический прорыв общества, значительный шаг вперед по пути прогресса), но точно не оставят никого равнодушными. И это является еще одним подтверждением значимости личности Петра I и его преобразований в истории нашего государства.
В целом же представляется, что в конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер. Объективные условия развития государства породили адекватные меры по его реформированию.
Россия стала великой (более того – европейской) державой, ее провозгласили империей, а Петру I в 1921 г. были присвоены титулы «Императора Всероссийского», «Отца Отечества» и «Великого». Петр создал могущественное государство, авторитет и мощь которого признали страны Западной Европы.
Петр I провел коренные преобразования в государственном устройстве России.
Возможно, увлечение Петра всем европейским было чрезмерным. Поэтому процесс европеизации русского общества проходил не так гладко и стремительно, как мечталось Петру. Но положительным моментом был тот факт, что Петр все же учитывал историческое развитие российского государства, принимая факт того, что не все европейские традиции могут в России прижиться.
И.В. Кондаков очень выразительно определил глубинную сущность петровских преобразований: «Предпринятая царем-реформатором всеобщая «перестройка», или «революция сверху», знаменовала собой прежде всего радикальный мировоззренческий переворот; однако еще более значительными были цивилизационные изменения в истории России, произошедшие в ходе петровских реформ».
Реформы начала 18 века неотделимы от личности Петра I – выдающегося полководца и государственного деятеля. Несомненно, Петр I обладал чертами харизматического лидера, опиравшегося в своих решениях на существовавший уровень знаний об обществе, руководствовавшегося идеями общественной пользы и государственного интереса. Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра I постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В.И. Суриков, Н.Е. Ге, В.А. Серов, М.М. Антокольский), деятелей театра и кино (В.М. Петров, Н.К. Черкасов), композиторов (А.П. Петров).
В течение всего правления Петра I в государстве проводились реформы. Часто бывало так, что новые предписания упраздняли недавно созданные и не выдержавшие проверки временем. Не было и конкретного плана проведения реформ. Было лишь неудержимое стремление государя улучшить жизнь своего государства. Пусть деятельность Петра не была упорядоченной, но она, как катализатор, сдвинула размеренный ход российской истории. За недолгие годы правления Петра во всех сферах жизни страны произошли столь стремительные перемены, которые при прочих условиях могли произойти лишь за несколько десятилетий. Конечно, были ошибки, но они также стремительно подмечались и пробовались исправляться.
И кажутся совершенно справедливыми слова Казимира Валишевского: «И разве не трогателен он в своей постоянной напряженной работе, часто непродуманной, неискусной, не достигающей целей, но постоянно возобновляемой, никогда не надоедающей, всегда направленной к лучезарной цели прогресса и света, который он видит перед собой?» Активная, неутолимая, стремительная жизнь и государственная деятельность Петра похожи на наброски художника в творческом порыве: они могут дописываться после, в течение многих лет, но самое главное, самое существенное, то, вокруг чего будет построен сюжет и художественные нюансы, создается молниеносно и навсегда остаются сердцем картины.

Литература
1.Валишевский К. Пётр Великий. М.: Квадрат, 1990. – 447 с.
2.Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX- начало XX века. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
3.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, 2003. - 616 с.
4.Орлов А.С. История России. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 520 с.
5.Чистяков А.С. История Петра Великого. – М.: Буклет, 1992. – 528 с.
6.Щукин А.Н. Знаменитые россияне. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 304 с.