логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Методы изучения личностных особенностей старшеклассников, склонных к проявлению насилия

 2017-08-08 12:13:30 
Просмотров:  8  

Курсовая работа по дисциплине «Психология»

Тема: Методы изучения личностных особенностей старшеклассников, склонных к проявлению насилия

Оригинальность - 45% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 48 страниц + статистические данные
Год защиты - 2013

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей старшеклассников, склонных к проявлению агрессии
1.1. Понятие агрессии и факторы становления агрессивного поведения
1.2. Социально-психологическая ситуация развития в старшем школьном возрасте
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек в старшем школьном возрасте
1.4. Акцентуации характера и особенности их проявления в старшем школьном возрасте
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека
2.2.2. Личностный опросник Г. Айзенка
2.2.3. Опросник выявления агрессивности Басса-Дарки
2.3. Методы статистической обработки данных
Глава 3. Результаты исследования характерологических особенностей и проявлений агрессивности у старших школьников и их обсуждение
3.1. Сравнительный анализ характерологических особенностей и проявлений агрессивности у юношей и девушек старшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

В современном обществе повышенная агрессивность и склонность к проявлению насилия у лиц юношеского возраста является одной из наиболее острых психолого-педагогических проблем. По мнению исследователей данного вопроса, рост юношеской агрессивности вызван суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: кризисом семейного воспитания, недостаточным вниманием к нервно-психическому состоянию учащихся в образовательной системе; влиянием средств массовой информации, кино- и видеоиндустрии, нередко пропагандирующих культ насилия.
В последние годы научный интерес к проблемам юношеской агрессивности и склонности к проявлению насилия существенно возрос, но имеющиеся работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о механизмах и проявлениях агрессии. В то же время, исследований личностных особенностей старшеклассников, которые могут являться детерминантами агрессивного поведения и склонности к проявлению насилия в юношеском возрасте, относительно немного [10].
Как показал анализ литературы, зарубежные психологи (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, А. Гуггенбюль и др.) в широком контексте исследовали феномен агрессии, её виды, причины возникновения агрессивности и склонности к проявлению насилия. В отечественной психологии данная проблематика представлена рядом исследований по изучению, диагностике агрессивного поведения, в частности лиц старшего школьного возраста. Данные вопросы находят свое отражение в работах Е.В. Змановской [9], Л.Э. Зотовой [10], А.Е. Личко [17] и др.
Актуальность исследования обусловлена тем, что число лиц юношеского возраста с выраженной агрессивностью и склонностью к проявлению насилия стремительно растет. Внимание именно к старшему школьному возрасту в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для человека в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных форм поведения, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии старшеклассников, вызывая негативные изменения на личностном уровне.
Объект исследования – агрессия в структуре личности.
Предмет исследования – характерологические особенности и проявления агрессии у юношей и девушек старшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение различий в особенностях акцентуаций характера, уровне агрессивности и таких личностных характеристиках как экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/нейротизм у юношей и девушек старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить и охарактеризовать достоверно значимые различия в особенностях акцентуаций характера, уровне агрессивности и таких личностных характеристиках как экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/нейротизм у юношей и девушек старшего школьного возраста.
2. Сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования: особенности акцентуаций характера, уровень агрессивности и такие личностные характеристики как экстраверсия/интроверсия, эмоциональная устойчивость/нейротизм, будут обнаруживать значимые различия у юношей и девушек старшего школьного возраста.
Новизна исследования состоит в том, что даже при наличии исследований, посвящённых изучению природы юношеской агрессивности, практически отсутствуют материалы, раскрывающие совокупность личностных характеристик старшеклассников, способствующих проявлению ими агрессии.
Теоретическое значение работы определяется тем, что исследование вносит определенный вклад в расширение представлений о развитии эмоционально-личностной сферы в старшем школьном возрасте, в частности, возможных детерминант проявления агрессии.
Практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для планирования консультационной, психопрофилактической и коррекционной работы со старшеклассниками, а также для прогнозирования склонности к проявлению агрессии у юношей и девушек по диагностическим показателям их личностных характеристик.
Выборка: лица старшего школьного возраста, учащиеся 10-11 класса гимназии г. Чернушки в количестве 100 человек, из них 50 юношей и 50 девушек.
Методы и методики. В качестве методов в данном исследовании используются: анализ и синтез литературных источников, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных. Для достижения цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики: 1) Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека; 2) Опросник выявления уровня агрессивности Басса-Дарки; 3) Личностный опросник Г. Айзенка.