логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Курсовая работа - Психологическое исследование самопознания

 2017-04-21 14:21:37 
Просмотров:  9  

Курсовая работа по дисциплине «Психология»
Тема: Психологическое исследование самопознания
Оригинальность - 50% (по системе antiplagiat.ru)
Объем - 30 страниц
Год защиты - 2014

Оглавление

Введение
Глава 1. Проблема изучения самосознания в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Определение самосознания личности
1.2. Самооценка, самоотношение как категория самосознания личности
Глава 2. Психологические исследования самопознания личности
2.1. Понятие и категоризация Я-концепции в структуре самопознания
2.2. Характеристика самопознания личности
Заключение
Список литературы

Введение

Начиная с середины двадцатого века личность человека, структура его «Я» становится одним из самых популярных направлений для исследования. Создавалось огромное количество теорий, печатались книги, издавались статьи в журналах, все это было посвящено феномену «Я», изучения феномена самосознания и самопознания личности.
Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств. Динамика современного общества преподносит нам перспективу «пожизненного обучения». Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своего профессионального роста. В условиях нарастающей социальной напряженности резко возросло значение для каждого человека умения управлять собой, использовать свои творческие способности, которые превратились сегодня в самый ценный капитал.
Весьма актуально звучат сегодня слова Платона: «Самая великая победа, которую мы можем одержать, — это победа над самим собой». В связи с этим резко возрастает значимость правильного­ самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования. Современная психология исходит из положения, что в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего — вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект. Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, - интровертами. Сознание и самосознание в психической жизни индивида неразрывны, хотя качественно своеобразны.
Неотчетливость предметных границ самооценки, понятийная новизна, «неоформленность» изучаемых в ней явлений, свойств, отношений, эффектов и процессов не могут служить основанием для пренебрежительного отношения к исследованию проблемы самопознания личности. Вследствие этого данное исследование ставит своей основной проблемой определение структурно-содержательных характеристик самосознания и самопознания личности.
Цель – теоретический анализ содержания феномена самопознания личности в психологии.
Задачи исследования:
Теоретический анализ проблемы изучения самосознания в отечественной и зарубежной психологии;
Анализ понятия самосознания личности;
Изучение дефиниций самооценки, самоотношения как категорий самосознания личности;
Рассмотрение понятия Я-концепции в структуре самопознания личности;
Анализ феномена самопознания личности.
Объект исследования – я-концепция личности.
Предмет исследования – самопознание в структуре я-концепции личности.
Научная новизна исследования заключается в описании феномена самопознания как специфической формы познавательной деятельности, а также поиском человека собственной сущности, самоценности и значимости.