логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Контрольная работа - Позитивистские представления Макса Вебера

 2017-10-17 09:33:03 
Просмотров:  9  

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Тема: Позитивистские представления Макса Вебера

Объем - 12 страниц
Год защиты - 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПОЗИТИВИСТССКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАКСА ВЕБЕРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Заметный вклад в мировую политическую мысль внес известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Свои воззрения он изложил в работах: «Протестанская этика и дух капитализма», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Хозяйство и общество» и других,
В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации.
Научную деятельность начал как экономист, затем центр его интересов переместился в область социологии, истории и культуры ("Идеи социологии государства и культуры", 1927). Находясь под влиянием идей Шпенглера, Вебер пытался создать науку об "историческом мире", позволяющую его современникам сориентироваться относительно своего настоящего и будущего. Но, в отличие от Шпенглера, Вебер считал, что это должна быть не философия, а социология истории. Подобно Шпенглеру Вебер разлагал мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, которые, несмотря на свою уникальность, сходны в том отношении, что каждая переживает период молодости, зрелости и упадка. Однако, в отличие от Шпенглера, Вебер рассматривал "культуру" и "цивилизацию" не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них - собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Кроме того он выделял еще и третий - специфически социальный аспект, толкуя социальность в духе, близком антропологической ориентации в социологии.
Процесс развития каждой из выделяемых Вебером культурно-исторических целостностей представлялся как результат взаимодействия ее социологического, цивилизационного и культурного факторов, каждый из которых играет "со-определяющую" роль в развитии двух других. Сами эти культурно-исторические целостности воплощаются, по Веберу, в больших "телообразных жизненных единствах", которые он называет "народами в широком смысле слова": они-то и являются реальными носителями всемирно-исторического процесса, переходящего от одного такого единства исторической общности людей и их судьбы, складывающейся не без влияния определенных географических и климатических условий, к другому, от другого - к третьему и так далее. В этих "единствах", которые Вебер толковал как "тотальность естественных человеческих сил, влечения и воли", социология видит "общественные тела", несущие "всемирно-исторические культуры", стремясь выделить в этих "телах" типические тенденции формообразования и развития.
По мнению Вебера , социология, стремящаяся постичь этот процесс, должна постоянно иметь в виду взаимодействие "общественного тела" с культурой, с одной стороны, и цивилизацией - с другой, а также воздействие культуры и цивилизации друг на друга. Начиная с книги "История культуры" и кончая работой "Третий или четвертый человек", Вебер все более определенно рассматривал в качестве цели своей социологии социологический анализ истории, предлагающий социальную структуру всемирно-исторических народов в качестве основополагающей схемы, отводя в ней определенное место "генерализующей" тенденции цивилизации, с одной стороны, и "индивидуализирующей" тенденции культуры - с другой. Социально-политические воззрения Вебера имеют определенно выраженный консервативный характер, что обусловило восприятие его идей некоторыми из современных социологов неоконсервативной ориентации. В стремлении таких социологов, как Белл, выделить в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельные "оси" его развития (например, "ось" культуры) чувствуется отголосок схематики Вебера .