логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Доклад - «Зеленый дом» Ф. Дольто

 2017-09-15 08:36:34 
Просмотров:  59  

Доклад по дисциплине «Современные системы дошкольного образования»

Тема: «Зеленый дом» Ф. Дольто

Объем - 7 страниц
Год защиты - 2015

«Зеленый дом» Ф. Дольто

«Зеленый дом» – это профилактическая модель ранней социализации ребенка. Эта модель разработана французским педиатром и психоаналитиком Француазой Дольто, впервые была реализована в Париже в 1979 году.
Туда могли приходить малыши до 3-х лет и их родители. А необычным было то, что детей там совершенно ничему ни обучали, с ними только разговаривали и создавали условия для общения с другими детьми в безопасной обстановке. Придумала эту модель французский педиатр и психоаналитик Франсуаза Дольто.
В те времена отношение к маленькому ребенку очень отличалось от того, к чему привыкли мы. Многие взрослые считали, что пока малыш не научился говорить, обращаться к нему бесполезно – он слишком глуп и ничего не понимает. Сейчас мы уже знаем, что причиной многих детских болезней может быть стресс, а когда это пыталась объяснить своим коллегам-врачам Франсуаза Дольто, ее считали чудачкой и смеялись над ней. Однако через некоторое время стало очевидным, что эта удивительная женщина-врач смогла вылечить многих детей без лекарств – она просто разговаривала с ними. Младенцы, чье физическое состояние казалось врачам безнадежным, вдруг начинали чудесным образом хорошо есть, улыбаться и набирать вес.
Эта модель основана на междисциплинарном взаимодействии принимающих специалистов (педагогов, врачей, психологов и др. специалистов, работающих в области детства) и представителей семей, воспитывающих детей от 0 до 3-х лет, в специально организованном социальном пространстве.
Вернемся к Зеленому Дому. Заметив, что многие малыши начинают часто болеть, когда их отдают в детский сад, Франсуаза Дольто решила, что необходим промежуточный этап между семьей и детским садом, пространство, которое позволит ребенку получить первый позитивный опыт общения.
В Зеленый Дом детей можно было привести на час или на несколько часов, единственным условием было постоянное присутствие родителей. Малыш мог быть уверен, что мама никуда не уйдет, пока он играет.
Еще одной особенностью было то, что взрослые, которые встречали малыша в Зеленом Доме, всегда обращались именно к нему, а не только к маме, даже если ребенок еще не умел говорить.

1. Какова методологическая позиция автора? Можно ли считать автора сторонником «свободного воспитания»?
Многолетний опыт работы педиатра и психоаналитика приводит Ф. Дольто в мысли, что многих психосоматических заболеваний и даже более серьезных психических нарушений детей, подростков и взрослых могло бы не быть, если бы в самом важном для развития психики младенческом и раннем возрасте ребенок был бы услышан родителями. Особенно это важно тогда, когда речь ребенка, обращенная к нам, взрослым, произносится на первом довербальном языке.
Ф. Дольто считала, что если создать открытое социальное пространство для малышей и их родителей, где все располагает к установлению человеческих контактов, в том возрасте, когда психические травмы раннего детства еще не переросли в симптомы, а у ребенка и родителей появляется возможность быть услышанными, в публичной, но не официальной обстановке, то комплексная профилактика отклонений и в физическом, и психическом, и социальном развитии получит новые дополнительные возможности.

2. Какие целевые ориентиры образовательного (педагогического) процесса обозначает автор (на ступени дошкольного возраста)? Почему данную педагогическую систему можно считать личностно-центрированной?
Зеленый дом – это место для встреч малышей и их родителей и проведения досуга. Это место, где происходит адаптация к социальной жизни прямо с рождения, где родители могут найти себе союзников в борьбе с теми ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются вместе со своими детьми. Это не ясли, не детский сад, не группа, где оставляют детей под присмотром. Это место плавного перехода между изолированной жизнью семейного кокона и жизнью в группе (ясли, сад, школа, общество). В «Зеленом доме» этот переход происходит безболезненно, в присутствии близкого человека. Потому что малышам и родителям важно подготовиться к раздельной социальной жизни, а родители часто оказываются отрезанными от всего мира и замкнуты в трудностях, которые они переживают один на один со своими малышами.

3. Есть ли единая образовательная программа? Что служит основой для планирования образовательного процесса?
Сейчас Зеленые Дома можно встретить в Швейцарии, Бельгии, Франции, Канаде, России. Все они объединены идеями Франсуазы Дольто. В Санкт-Петербурге Зеленый Дом назвали «Зеленым островом» в надежде, что этот детский мир впишется в культурную карту города. В Москве судьба Зеленого Дома претерпела ряд серьезных испытаний. В 2009 «Зеленая дверца» из-за недостатка финансирования была закрыта, но к счастью, возродилась в «Московском Зеленом Доме».
Дольто так описывает Зеленый Дом: «Это — не ясли, не детский сад, не группа, где оставляют детей под присмотром. Это — место слова, место отдыха, где матери и отцы, дедушки и бабушки, няни и кормилицы принимаются вместе с детьми, о которых они заботятся». Возраст детей строго ограничен — с рождения до трех лет. Взрослые, пришедшие вместе с ребенком, никуда не уходят, а сидят тут же, не вмешиваясь в естественный процесс общения детей.

4. Как автор характеризует организационные аспекты своей системы (взаимодействие между детьми и педагогами, установление режима дня, правил поведения, организация предметной среды и др.)?
Зеленый Дом живет по строгим правилам.
Во-первых, здесь учат слушать ребенка во многих смыслах. При входе у ребенка спрашивают его имя, пускай он еще не говорит, но он уже все понимает и слушает. Он личность. Он может выражать свои желания на языке жестов. Детям предоставляется свобода перемещения и действия. Они делают то, что хотят, идут туда, куда хотят. В этом и состоит умение взрослых «слышать» детей. Занятия в Зеленом Доме не проводят.
Во-вторых, пространство четко структурировано. Это открытое для обозрения ребенка помещение с несколькими зонами, разделенными по функционалу: раздевалка, зона шумных игр, зона спокойных игр, катание на колесных игрушках, зона для игр с водой, «столовая», где дети могут съесть принесенный родителями из дома паек, и «улица», соединяющая все зоны. Это помогает структурировать жизнь ребенка. Например, стенки, разделяющие две зоны — это преграда, запрет, а в более широком понимании — символ будущего отделения ребенка от родителей, призыв к самостоятельности.
Для маленьких имеется специальный подиум, благодаря которому малыши находятся на одном уровне со старшими товарищами.
В-третьих, все оборудование, размещенное в Зеленом Доме, подбирается с учетом рекомендаций педагогов и методистов: это игрушки, направленные на взаимодействие, сотрудничество с другими ребятишками, игрушки, помогающие высвободить эмоции. Имеется и специальная литература для родителей.
В-четвертых, при том, что детям предоставляется свобода, предоставляется она и с учетом правил, которые должны неукоснительно всеми выполняться. Например, для игр с водой необходимо одеть фартучек. В зону спокойных игр нельзя въезжать на машинках и так далее. Это своего рода тренировка к социуму, в котором все живут по четко заведенному обычаю.
В-пятых, Зеленый Дом — место принципиально бесплатное.

5. Какие ведущие принципы работы обозначает автор?
Пространство свободного общения, свободной игры, общих правил было простроено в Зеленом доме так, чтобы каждый ребенок мог найти то, что более всего его привлекает и смог самостоятельно реализовать задуманное. Чтобы мог выразить себя языком спонтанной игры, быть услышанным и понятым взрослыми. Эта встреча в новом пространстве, новом опыте общения позволяет ребенку отрыть для себя свое желание и не путать его с желанием другого.
В Зеленом доме создаются те условия, которые открывают ребенку путь к пониманию самого себя и своего места в мире, в мире, где может быть хорошо и тебе, и другому, где каждый также важен как и ты.
Атмосферу в Зеленом доме, по замыслу Ф. Дольто, создают принимающие. Принимающие в Зеленом доме — это те, кто слушают обращенное к ним слово и малышей, говорящих на до вербальном и вербальном языке, и их родителей. Принимающие — это те, кто поддерживает словом тех родителей, которые нуждаются в поддержке в их столь трудной новой роли мамы и папы, окруженных со всех сторон тревогами совершения ошибок воспитания.
Принимающие — это команда специалистов (педагогов, психологов, педиатров, психотерапевтов и социальных работников) , принимающих посетителей по трое; в каждый рабочий день недели встречают детей и родителей разные тройки специалистов. Эта идея Дольто позволяет родителям иметь возможность общаться с разными людьми и избежать таким образом одного давлеющего мнения, делать выбор, полагаясь на свое мнение и принимая на себя ответственность за жизнь своей семьи. В тоже время дети имеют возможность познакомиться с различными людьми: молодыми и пожилыми, разговорчивыми и немногословными, громкими и сдержанными и т.п.
Зеленый дом неукоснительно соблюдает принцип анонимности и доступности. Зеленый дом не оказывает услуги, он является местом общения доступным всем, где нет обслуживающего персонала, а есть специалисты, которые помогают и детям, и родителям найти ответы на тревожащие их вопросы.

6. Каковы современные тенденции развития взглядов авторской системы в условиях ее реализации в дошкольном учреждении?
Свободно общаясь с детьми и взрослыми, ребенок учился находить общий язык с другими людьми. Присутствие мамы делало этот процесс особенно приятным.
Идея ранней социализации оказалась настолько эффективной, что за несколько лет во Франции открылось множество Зеленых Домов, а потом эта модель распространилась и в других странах.
В России тоже есть группы ранней социализации, работающие по принципам, предложенным Франсуазой Дольто. В Москве эта модель называется Зеленая Дверца, а в Петербурге – Зеленый Остров. В Петербурге даже прошла научно-практическая конференция, посвященная столетию со дня рождения Франсуазы Дольто и десятилетию работы Зеленого Острова.

7. Какие содержательные или методические аспекты изученной педагогической системы удивили Вас в наибольшей степени?
Удивило, что Ф. Дольто уже в 1979 году понимала, что социализацию ребенка необходимо начинать проводить с первых дней жизни малыша. На сегодняшний день существует множество центров развития и досуга ребенка, но до сих пор не во всех из них придерживаются принципов, созвучных с идеями Франсуазы Дольто.
Сегодня, в век информационных технологий, когда все куда-то спешат, очень сложно «заставить» родителей проводить время с ребенком во время его игры, т. к. считают это пустой тратой времени, однако, именно во время свободной деятельности в игровой комнате и происходит самое главное в социальном развитии малыша.
После Франсуазы Дольто многие педагоги и психологи доказали значимость свободной игры и общения с другими детьми для благополучного психического развития ребенка.
В нашей стране модель «Зеленого дома» очень тяжело приживается. Не только потому, что в советской педагогике традиционно был приоритет интеллектуального развития, но и потому, что одним из принципов этой модели является его финансовая доступность, т.к. она является бесплатной. В основном, все центры развития малышей нацелены не только на воспитание и обучение детей, но и на прибыль.
На мой взгляд, приоритетом в развитии ребенка, прежде всего, должно быть психическое благополучие ребенка, не только интеллектуальное.
Не так важно, научится ребенок читать в 3 года или в 5 лет. Важно помочь ребенку прожить первые годы жизни так, чтобы избежать психологических травм, которые, возможно, помешают ему быть успешным во взрослой жизни. В этом мои взгляды совпадают со взглядами этой замечательной женщины, педиатра и психоаналитика.