...
логотип

Примеры предоставлены в учебных целях
Учебные материалы: используйте как образец для написания работ самостоятельно

Методы управления. Самоменеджмент руководителя

 2016-05-16 11:06:30 
Просмотров:  7  

Контрольная работа по дисциплине "Менеджмент"
Тема: Методы управления. Самоменеджмент руководителя
Объем - 20 страниц
Год защиты - 2013

Содержание

Методы управления
Самоменеджмент руководителя
Список использованной литературы

Методы управления

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.[2-c.48]
По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими.[6-c.41]
1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации. [2-c.50]
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения.
Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.
Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.[5-c.31]
В транспортном предприятии ООО «Омега-логистик» применяется своеобразная система оплаты труда. Она состоит из оклада в 10000 руб. и премии 100% от оклада в случае выполнения отделом плана по прибыли. Соответственно, все сотрудники (в разой степени) работают для достижения установленной планки прибыли с целью получения примии.
2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие. [2-c.51]
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным. [8-c.81]
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.[1-c.5]
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендации.
Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.[5-c.33]
В транспортной компании ООО «Омега-логистик» деятельность персонала регламенируется правилами внутреннего распорядка, положением о подразделении и должностной инструкцией. Деятельность всего предприятия проходит в рамках устава предприятия. Большинство инструктажей и приказов остается в устной форме.
3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам. [2-c.53]
Он основан на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора. [5-c.33]
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.[1-c.6]
Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.
В ООО «Омега-логистик» экономическим методом выступает «Тринадцатая зарплата» которая выдается на ежегодном предновогоднем собрании и рассчитывается исходя из результативности каждого работника за прошедший год и составляет определенный процент от среднегодовой зарботной платы каждого сотрудника.
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.
Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг XX столетия.[5-c.34]
4. Социально-психологические методы.
Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.[2-c.55]
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе[1-c.7]
В ООО «Омега-логистик» ярким примером социально-психологических методов является празднование ярких событий и ежегодных праздников в рабочем коллективе в неформальной обстановке.
Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления легко видна из табл. 1.
Таблица 1 Сравнительная характеристика методов управления [6-c.81]
Основа использованияЭкономические законы и экономические интересыЗаконы государственности и права, правовые интерсыЗаконы социально-психологического развития, социальные интересы
Орудия воздействияЭкономические формыАдминистративно-правовые и организационные формыСофиально-психологические факторы
Объекты соблюденияЭкономическая средаОрганизационно-правовая средаБлагоприятный-социально-психологический фактор
Место в рыночной экономикеИсходный и основополагающий методВспомогательный методОбеспечивающий и основополагающий метод
Главная нагрузка в аппарате управленияЭкономические службыРуководитель с аппаратом управления и контроляОбщественные организации и руководитель
Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.дружинина

Самоменеджмент руководителя

Многие выдающиеся люди добивались успеха благодаря четкой организации своего личного труда. Человек, естественно, не может управлять самим временем, но способен управлять своими делами с учетом данного фактора. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать. По существу, у всех одинаковое количество времени, только одни используют его лучше, а другие хуже.
Персональный менеджмент (англ. selfmanagment — самоменеджмент) — это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.[4-c.243]
Самоменеджмент - это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специфических условиях преобладания самоорганизации. [8-c.241]
Самоменеджмент – это организация руководителем предприятия своей собственной деятельности. Процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени.[1-c.34]
Основные цели самоменеджмента:
- максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
- сознательное управление течением жизни;
- преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.
Выделение и специальное рассмотрение многими специалистами в области менеджмента вопросов организации деятельности именно менеджера обусловлено важным значением данной проблемы, а именно следующим:
- организация работы менеджера в значительной мере определяет результативность, эффективность его деятельности;
- работа менеджера оказывает существенное влияние на результативность деятельности подчиненных ему руководителей, специалистов и других работников;
- деятельность менеджера в значительной мере определяет результаты функционирования возлагаемой им организации или подразделения;
- оплата труда менеджера, как правило, существенно превышает оплату труда других работников, что требует эффективного использования данного труда;
- применение самоменеджмента способствует рациональной организации деятельности менеджера.[9-c.96]
Для менеджера должны стать обязательными заповеди:
1.добиваться результатов вместо исполнения долга;
2.оптимизировать использование ресурсов вместо снижения издержек;
3.повышать прибыль;
4.делать правильные дела вместо – делать правильно дело;
5.создавать альтернативы вместо решения проблемы.
На рабочем месте менеджер должен четко распланировать свой рабочий день в соответствии с теми обязанностями, которые ему необходимо выполнить. Следует четко распределить время на их выполнение с небольшим запасом для разрешения незапланированных вопросов. Следующим моментом, который позволяет руководителю экономить свое время, является составление графика выполнения своих служебных обязанностей, где фиксируются все выполненные и невыполненные дела.
При всем вышесказанном следует учесть, что работа менеджера в первую очередь заключается в его умении общаться с людьми и руководить ими. Для более эффективной работы менеджера необходимо постоянно поддерживать свой авторитет.
Имидж – это совокупность черт внешнего облика и манер поведения, это искусство управлять впечатлением. Необходимо постоянно следить за тем, как вы одеты, как выглядите. Важно всегда быть здоровым. Необходимо постоянно развивать память. Помимо слов, нужно использовать методы невербального общения (язык жестов).
Деловой календарь необходим каждому руководителю, это философия информационного порядка, инструмент для эффективного достижения целей в служебной деятельности и в личной жизни (напомнит о том, что надо выполнить важное дело, организовать поездку и т. д.). Время руководителя не будет потрачено даром.
Руководитель должен уметь и отдыхать. Способность легко расслабиться и быстро собраться с мыслями позволяет менеджеру не накапливать утомление, которое зачастую приводит к раздражительности, падению внимания и, как следствие, снижению продуктивности работы как его самого, так и предприятия в целом. В данном направлении разработано достаточно большое количество способов релаксации, таких как прослушивание успокаивающей музыки, установка в офисе аквариума, медитация и т. д.[1-c.35]
Система персонального менеджмента включает следующие шесть процедур:
1. Постановка цели — анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения.
2. Сбор и обработка информации — сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий.
3. Планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
4. Принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления.
5. Реализация решений и организация их исполнения включают составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
6. Контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости — корректировка целей).
Сущность системы персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам человека, его способности управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков:
1. Личная организованность, пунктуальность.
2. Самодисциплина. Постоянная целенаправленная деятельность.
3. Знание техники личной работы и научной организации труда.
4. Мотивация человеческого потенциала на реализацию жизненных целей.
5. Способность быть здоровым и работоспособным.
6. Способность сформулировать и реализовать жизненные цели.
7. Личный самоконтроль[4-c.244]
Таблица 2 Технология самоменеджмента руководителя
Постановка целей. Определить личный потенциал, возможности; перечислить свои слабые стороны и подумать, как избавиться от них. Уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы. Например, состав ближайшего окружения (партнеры, родители) или возраст. Провести анализ «цель–средство», в ходе которого необходимые для достижения целей ресурсы (личные, финансовые, временные) сравнить с реальной ситуацией. Сформулировать конкретные реальные цели с указанием сроков (личные и профессиональные).[8-c.241]
Планирование личного времени. В деловой жизни оправдали себя следующие плановые периоды:
• Долгосрочный (3-5 лет);
• Среднесрочный (1-3 года);
• Текущий (квартальный, месячный, декадный, недельный, дневной)
Правила планирования личного времени.
а) Охватить планом лишь 60 процентов рабочего дня, оставляя 20 процентов на непредвиденные проблемы и 20 процентов - на творческую деятельность, повышение квалификации.
б) Всегда доводить до конца начатое дело.
в) Планировать такой объем задач, с которым можно справиться.
г) Обеспечить гибкость планов.
д) Фиксировать в планах не только действия, но и ожидаемые результаты.
е) Устанавливать точные сроки и временные нормы для выполнения дел.
ж) Избегать тирании срочных дел (самое срочное дело не всегда бывает амым важным).
з) Планировать использование личного времени.
и) Согласовывать свои планы с коллегами.[9-c.100]
Реализация менеджером разработанных планов, организация его трудового процесса предполагает установление приоритетов в выполнении дел. По значимости все дела делятся на 3 группы:
• Важнейшие дела (категория А) – составляют около 15 процентов от общего числа дел, а их значимость около – 65 процентов.
• Менее важные дела (категория Б) – около 20 процентов от их общего числа, их значимость - 20 процентов общей значимости дел.
• Несущественные дела (категория В) – 65 процентов от их общего числа, но их значимость – лишь около 15 процентов.
Целесообразно дела категории А менеджеру выполнять самому; Б – частично делегировать подчиненным; В – преимущественно делегировать.
Следует также учитывать изменение работоспособности человека в течение дня. В связи с этим целесообразно дела категории А выполнять в часы наивысшей трудоспособности - в первой половине дня, дела категории Б – во второй половине, категории В – в самом начале и в конце рабочего дня.
Важным связующим звеном между другими функциями самоменеджмента являются информация и коммуникация – ключевые моменты процесса управления. [8-c.242]
Важное место в деятельности менеджеров занимают совещания и конференции. Они должны проводиться, когда возникает необходимость в обмене информацией, анализе ситуации, принятии решений. Эти вопросы решать коллективно эффективнее, но затраты времени и средств выше. При организации совещания необходимо определить его цели, повестку, участников, время и место проведения. Заранее разослать приглашение с указанием повестки. Совещание следует начинать в точно назначенное время. Вначале согласовать с участниками повестку, регламент, порядок принятия решений. Во время совещания следует контролировать, как достигаются цели, анализировать проблему, выдвигать альтернативные решения, искать пути решений, информировать участников и координировать их деятельность. В конце заседания следует повторить принятые решения, подвести итоги и пояснить, что, кем, и к какому времени должно быть выполнено. Раздать всем участникам краткий протокол с наиболее важными результатами. Завершить совещание на позитивной ноте и желательно в назначенное время.
Необходимо также проводить регулярные краткие оперативные совещания, чтобы прояснить возникающие проблемы.
Важное значение имеет управление потоками посетителей, что требует, в частности, отгородиться от ненужных и незаявленных посетителей. Для этого рекомендуется: поручить секретарю согласование и соблюдение сроков посещений; использовать письменный стол секретаря как своего рода барьер; установить приемные часы; принимать посетителей стоя и определять во время приветствия необходимость посещения. Если беседа затянулась, а посетитель не желает ее завершать, целесообразно высказать обобщающий вывод и закончить беседу; посмотреть на наручные часы; встать и проводить посетителя к двери; договориться с секретарем, чтобы он прервал разговор и напомнил о следующем деле. [9-c.102]
Телефонные разговоры. Они могут, как экономить время и деньги, так и поглощать их, что зависит от рационального использования телефона. Для защиты от ненужных звонков следует: проинформировать потенциальных абонентов, когда им желательно звонить; избегать таких фраз: «Позвоните мне как-нибудь»; пропускать все звонки через секретаря; значительно экономят время телефонные блоки. Для этого следует выбрать 1-2 временных промежутка, когда можно «отработать»телефонные разговоры все вместе или сериями, предварительно подготовившись к ним.
Немаловажное значение имеет рациональное ведение корреспонденции – это требует, чтобы к менеджеру поступала корреспонденция, имеющая для него значение, не содержащая рутины (Работа с документами). Служебные контакты и беседы, собрания и совещания.
Самоконтроль – последняя функция, благодаря которому определяется, выполнены ли запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Он подразделяется на контроль процесса (промежуточный) и контроль результатов (конечный). Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. Менеджеру необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.
По данным экспертов в области организации труда только 1% руководителей обладает навыками правильного распределения своего времени. Остальные испытывают хронический дефицит этого ресурса. Поэтому если самоменеджмент руководителя даже решит хотя бы одну такую задачу как эффективная организация рабочего времени, его уже можно будет считать полезным. Этот лидер избавится от таких мешающих успешному бизнесу профессиональных качеств как нервозность, стремление уйти от дел, нетерпеливость в контактах с подчинёнными. Самоменеджмент руководителя поможет ему рационально использовать временной ресурс в производственной деятельности, а значит, не будет страдать и организация свободного времени.
На предприятии ООО «Омега-Логистик» была проведена фотография рабочего дня.
Таблица 3 Фотографии рабочего времени менеджеров, в процентах
На предприятии был использован данный инструмент в процессе анализа трудовой деятельности в октябре 2012 года. Исследовании проводил приглашенный специалист, из партнерской фирмы. Цель работы: определить количество времени, которое затрачивают менеджеры разных уровней на принятие управленческих решений.
Время на текущую работу- выполнение основных функций сотрудника согласно должностной инструкции. Руководители отделов - контроль за деятельность отдела, анализ данных, директор - анализ, контроль за деятельностью предприятия.
По результатам табл. 3 видно, что большую часть времени от 33-45% менеджеры разных уровней тратят на принятие различных управленческих решений, будь то управление фирмой, или управление конкретной перевозкой. Также видно, что много времени около 20% менеджеры тратят на документирование своей деятельности. Разницу в работе менеджеров можно объяснить спецификой деятельности, международные перевозки требуют большей подготовки, имеют большую прибыль и их количественно меньше, чем российских перевозок. Перевозки по России имеют большое количество, меньшую прибыль за каждый рейс. В день может быть оформлено несколько перевозок одним менеджером.
Также в процессе анализа было выявлено, что наиболее прибыльно идет работа у руководителей транспортного цеха и международного отдела. Их четкое распределение времени позволяет выполнить больший объем работ, провести ее анализ и внести корректировки в деятельность отдела.[7-21]
Самоменеджмент (способность менеджера организовать свою собственную работу) не менее важен для успешной работы предприятия, чем другие факторы внешней и внутренней среды.

Список использованной литературы

1.Дружинина З.Г. Менеджмент. Шпаргалка. -М.: Окей-Книга, 2009
2.Г.Я. Гольдштейн Основы менеджмента. Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005
3.Гусева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. –М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с. (157
4.Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. — М: ИНФРА-М, 2008. — 320 с. — (Высшее образование)
5.Менеджмент. Веснин В.Р. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 504 с.
6.Менеджмент. Конспект лекций. Михалева Е.П. М.: Юрайт-Издат, 2009. — 192 с.
7.Самоменеджмент : метод. указания к лаб. работам по дисциплине «Самоменеджмент» / сост. Е.В. Бобкова; Владим. гос. ун-т. –Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 41 с.
8.Семенов А. К., Набоков В. И. . Основы менеджмента: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». — 556 с. , 2008
9.Шевелева В.П.. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту, 2009